УЖЕ который год Россия находится на перепутье. Меняются команды у власти, изобретают все новые и новые реформы... А страна, люди не становятся ощутимо богаче. "АиФ" публикует мнение научного руководителя Института экономики РАН академика Леонида АБАЛКИНА.
НА МОЙ взгляд, правительство излишне зациклилось на краткосрочных прогнозах. Именно поэтому наша экономика так медленно выходит из переходного периода.
Кормим Запад
УЖЕ много лет либеральные экономисты Греф и Кудрин ориентируют государство на то, чтобы оно последовательно уходило из экономики и социальной сферы. Получается очень странная картина: ВВП ежегодно растет, а бюджет сокращается. Доходы и расходы на будущий год в абсолютном выражении (с учетом инфляции) на 5% меньше, чем было в этом году. Поэтому бюджет в принципе не в состоянии решить ни одной задачи из поставленных президентом Путиным.
Мы хотим перевести армию на контрактную основу? Но контрактнику надо платить. А увеличения расходов на профессиональную армию бюджет не предусматривает. Мы ставим задачу развития образования, здравоохранения? Но это тоже требует денег, а их выделяется меньше, чем год назад.
И это при том, что в последние годы доходы бюджета превышают расходы. В этом году профицит оказался даже в несколько раз больше, чем ожидалось. Утверждены Думой и президентом 83,4 млрд. руб., а по отчетам только за полгода благодаря ценам на нефть доходы оказались больше расходов на 354,1 млрд. руб. Это 12 млрд. долл. Но что получила страна от этих денег? Ничего. Они ушли в стабилизационный фонд, который хранится в западных ценных бумагах. Российский профицит стимулирует рост не отечественного производства, а экономики Запада.
Почему бы не повысить за счет этого минимальную зарплату, чтобы она дотягивала хотя бы до прожиточного минимума? Тем более президент ясно поставил задачу - бороться с бедностью. Нам возражают: деньги надо вывозить из России за рубеж, мол, чем больше денег в стране, тем выше инфляция. Я с этим в корне не согласен. Люди, которые выходят из нищеты, потратят эти деньги на одежду и велосипед для своих детей, отремонтируют квартиру, купят что-то самое необходимое. И это будет стимулировать отечественный рынок.
Разрыв в доходах между бедными и богатыми в России катастрофичен. Более того, пропасть между ними постоянно увеличивается. В 1998 году соотношение было 1 к 13,8. В первом полугодии 2004-го - уже 1 к 15. С точки зрения социальной безопасности разрыв должен быть не более чем 1 к 8. Иначе это чревато ростом напряженности в обществе и - что, пожалуй, самое важное - сокращением доверия к власти.
Правительству следовало бы проводить политику, которая сдерживала бы чрезмерный разрыв в доходах. Богатые люди согласны отдавать часть своих богатств беднякам, чтобы не накалять обстановку в стране, не наращивать преступность, не поощрять социальные взрывы. В России же установлена единая ставка подоходного налога для всех - и для нищих, и для богатых. Такого нет ни в одной рыночной стране! Однако правительство упирается: надеется, что подобная мера выведет доходы из тени. Пока ничего не получается. Но они идут дальше - снижают единый социальный налог. В результате Пенсионный фонд оказывается без средств - сидит на дотации у госбюджета. Во всем мире пенсионный капитал - это самые стабильные деньги, это "длинные деньги": люди всю жизнь копят на достойную старость. Средства в ожидании, пока их владелец выйдет на пенсию, идут на инвестиции, их вкладывают в модернизацию производства. А в России Пенсионный фонд - на дотации. Левая рука делает одно, правая - другое.
И прожигаем жизнь
МЫ ВСТУПИЛИ в XXI век. Во всем мире это век науки и век образования. Все говорят: давайте откажемся от экспорта энергоресурсов, давайте продвигать на Запад высокие технологии. Продавать не нефть, а бензин. Вывозить не сырой лес, а мебель, фанеру, что-то еще. Доходы от этого многократно возрастают. Но для этого требуется время: надо найти инвесторов, подготовить кадры, изучить состояние мирового рынка и т. д. Далее, рост экономики зависит от качества кадров: здоровья человека, его работоспособности, образования. Работник должен иметь возможность зарабатывать деньги, на которые он мог бы прожить без помощи государства.
Чтобы всего этого достичь, потребуется 15-20 лет. Но ведь надо мыслить стратегически! Не просто составлять бюджет на один-два года, а разработать стратегию, определять задачи государства. Это принципиально иной подход.
Другими словами, нужна иная - альтернативная нынешней - стратегия возрождения России. А ее не было и нет. Нет программы, которая могла бы стать руководством к действию, которая объединила бы людей вокруг каких-то общих интересов и целей. Мы много раз писали об этом, беседовали в правительстве. Я убежден: там в этом не заинтересованы. Власть заинтересована лишь в краткосрочных и среднесрочных прогнозах. Почему? Да потому, что отдача от реализации такой перспективной стратегии наступит позже. Иногда - значительно позже. Пожинать плоды и ощущать на себе благодарность народа будут уже другой президент и другие министры, не нынешние.
Впрочем, можно и не думать о будущем, а жить сегодняшним днем. Просто прожигать жизнь. Только тогда надо честно сказать народу, что происходит это за счет эксплуатации принадлежащих ему недр и интеллекта. Поэтому приходится наплевать и на свой народ, и на свое общество, и на судьбы как нынешних, так и будущих поколений. Но такого ведь не говорят - боятся, что в ответ и народ может сказать собственное слово в отношении своего правительства.