ЛОМОТА в суставах, небольшое повышение температуры, легкий насморк, голова болит - самая настоящая простуда (по-научному - ОРВИ), подумаете вы и отправитесь в аптеку за аспирином. И только спустя годы вы узнаете, что лечили аспирином острую фазу гепатита С. Узнаете тогда, когда он уже перейдет у вас в хронический, с перспективой цирроза и первичного рака печени.
"Чума ХХI века"
В 70-е ГОДЫ человечество вздрогнуло от слова СПИД, и ВИЧ-инфекцию тут же окрестили "чумой ХХ века". Век еще не закончился, а специалисты уже готовы назвать "чуму" века ХХI. Речь идет о вирусном гепатите С. И тому есть причины. Если ВИЧ-инфицированных на Земле около 20 миллионов, то, по последним данным медицинской статистики, вирусом гепатита С инфицировано от 170 до 200 миллионов человек. Это официально. Некоторые специалисты считают, что эту цифру нужно умножить как минимум на пять, поскольку зачастую больные хроническими гепатитами, циррозами печени просто не знают, что когда-то переболели вирусным гепатитом С, ведь диагностировать его научились лишь несколько лет назад.
Прогнозы на будущее неутешительны. Предполагается, что в ближайшие 10 лет количество инфицированных вирусом гепатита С увеличится в 5-10 раз. Гепатит С остается основной причиной формирования хронических болезней печени (на его счету 2/3 летальных исходов). По сравнению с гепатитом В он в пять раз чаще приводит к циррозу. В ближайшие 10 лет число циррозов, причиной которых станет гепатит С, увеличится на 61%, гепатокарциномы (рака печени) - на 68%.
Картина безрадостная, и она осложняется тем, что острая фаза гепатита С часто не распознается, протекая под маской ОРВИ, радикулита или кишечной инфекции, желтуха регистрируется лишь в 15% случаев. Затем наступает многолетняя скрытая фаза болезни, а через 6-10 лет человек поступает в больницу уже с хроническим гепатитом, системным заболеванием, которое очень тяжело поддается лечению.
Ускользающая зараза
ОТКУДА взялась еще и эта напасть на наши головы? Как нам рассказала главный эпидемиолог Комитета здравоохранения Москвы, заместитель главного врача больницы им. Боткина, кандидат медицинских наук Евгения Петровна СЕЛЬКОВА, сегодня медикам известно 138 вирусов, вызывающих заболевания печени, но для человека опасны лишь несколько, хотя открытие нового "человеческого" вируса не исключено.
- Что касается гепатита С, - продолжает Евгения Петровна, - то он опасен не только часто бессимптомным течением, но и тем, что может передаваться практически со всеми жидкостями человека. Не только при порезах, уколах, во время операций, но и со спермой, влагалищной жидкостью, кровью, спинномозговой жидкостью, со слезами и так далее. Вот только передачу вируса воздушно-капельным путем медики не регистрировали ни разу.
И, наверное, самая большая опасность гепатита С в том, что против него не существует вакцины. Вирус настолько сильно мутирует, постоянно меняет свой антигенный состав, что вакцина к моменту ее создания становится просто неработоспособной.
Сегодня гепатит С все чаще и чаще регистрируется у молодежи 15-20 лет, что напрямую связано с ростом числа наркоманов. К нам в больницу поступают 80% больных, у которых не только гепатит С, но и гепатит В плюс наркозависимость. И с каждым днем все больше людей, страдающих гепатитами В, С и ВИЧ-инфекцией. Лечить таких неимоверно трудно, хотя сегодня уже появились препараты, обладающие противовирусным эффектом. Другими словами, лечить - лечим, но вот процент излечения пока низок. Причем даже о тех 25-30% больных, у которых вирус после лечебного курса перестает выделяться, мы не можем сказать, что они окончательно вылечились. Нет отдаленных наблюдений, и никто не скажет вам, что будет с этим человеком через 10-20 лет. В общем, я не могу сказать, что мы на грани катастрофы, но не говорить о возможности катастрофы я тоже не могу.
Куда же вы, врачи, смотрите!
МОЖНО ЛИ избежать катастрофы? И как это сделать, если от существующих основных способов заражения вирусом гепатита С - в стационаре, при половом акте и через наркотики - не застрахован практически никто из нас?
К сожалению, специалисты и тут не дают оптимистичных прогнозов. Профилактика гепатита С очень сложна. Да, в стационарах усиливаются режимы дезинфекции и стерилизации инструментов, вводятся одноразовые шприцы, капельницы и прочие системы, связанные с переливанием крови, совершенствуются диагностические методы. Но при многократном переливании крови или у больных, находящихся на гемодиализе, риск заражения резко возрастает. Кроме того, даже самая крутая диагностика не распознает вирус, если он находится в инкубационном периоде. А как, скажите, заставить наркомана отказаться от любимого зелья или от сексуальных контактов?
Впрочем, не все так бесперспективно. Вирусологи и эпидемиологи продолжают исследования во всем мире. Разрабатываются новые методы лечения вирусных гепатитов, в том числе и гепатита С. При помощи специфического гамма-глобулина и определенного режима поведения беременные женщины, перенесшие вирусный гепатит, могут защитить от заражения своих будущих детей.
Но те же медики считают, что в одиночку им не справиться. С гепатитом С необходимо бороться на государственном уровне, так же как и со СПИДом. Нужна соответствующая законодательная база, помощь психологов и педагогов. А на вопрос: "Куда же вы, врачи, смотрите?" - врачи отвечают: "Смотрим куда нужно. Но один в поле не воин".