Примерное время чтения: 5 минут
271

"Веселые картинки" официальных визитов

ИЗ-ЗА БОЛЕЗНИ Б. Ельцина под угрозой отмены оказались сразу два его зарубежных визита, намеченных на декабрь, - в Пекин и Париж. Но, может, это и хорошо - пусть президент как следует подлечится. Его неуемная страсть перегружать свой график визитами уже давно вызывает тревогу лечащих врачей. Хотя для журналистов, надо признать, любая поездка с главой государства - событие, сулящее массу интересных сюжетов. Но, увы, далеко не все из того, что приходится видеть и слышать при этом, вмещается в рамки газетных репортажей.

"И хватит топить углем!"

НАЧНЕМ с того, что во время поездок с президентом почти все чиновники держатся заметно раскованнее, чем в Москве. П. Бородин в свободную минуту не преминет рассказать новый анекдот. А. Коржаков в Будапеште, пока Б. Ельцин вел переговоры, был замечен сидящим на гардеробной стойке. При этом главный в то время президентский охранник беззаботно болтал ногами. Т. Дьяченко в Баден-Бадене в одном из самых популярных ресторанов наслаждалась национальной кухней по соседству с простыми немцами. А поздно вечером ее вместе с Наиной Иосифовной журналисты заметили беззаботно прогуливающимися по одной из улиц города в сопровождении лишь одного охранника.

Могущественный руководитель "Газпрома" Рэм Вяхирев, будучи в прекрасном расположении духа, в том же городе кокетливо уговаривал одну из журналисток махнуть рукой на протокольные условности и встать рядом с ним за ограждениями, отделяющими членов официальной делегации от всех остальных.

Да и Б. Ельцин во время зарубежных визитов любит удивить публику своими вольными импровизациями. В Стокгольме он, например, выступая с речью в Королевском дворце, почему-то принялся уговаривать шведов перестать топить углем. Когда, вопреки рекомендациям своего окружения, на следующий день в шведском парламенте президент опять вспомнил про уголь, сидящие за столиками в зале Татьяна Дьяченко и тогдашний пресс-секретарь Сергей Ястржембский просто уронили головы на руки, сотрясаясь от нервного смеха.

Потемкинские деревни

ПО РУССКОЙ традиции, к приезду президента местное чиновничество всегда латает город - закрашиваются облупленные стены, обносятся забором свалки и помойки, а на всем маршруте следования президентского кортежа обычно расставляются свежеокрашенные скамейки и клумбы с цветочками. Представляю, что было бы с костюмом президента, если бы он вдруг решил присесть на одну из них. Все работы по благоустройству города ведутся в каком-то жутком аврале. В Саратове, например, рабочий, который за ночь до приезда Ельцина утюжил асфальт, от усталости забыл поставить каток на тормоз. Машина по наклонной плоскости понеслась прямо к набережной, где теплой летней ночью прогуливались люди. Трагедии удалось избежать лишь чудом.

В каком-то колхозе однажды от жуткой жары ноги буквально вязли в расплавленном асфальте, проложенном в поле. "Это еще что, - утешали местные жители. - У нас вчера здесь коровы по колено в горячем гравии тонули. Замучились их вытаскивать".

А в Орловской области губернатор Е. Строев с удовольствием водил Ельцина по городскому рынку, на котором развалы аппетитных продуктов радовали глаз своими ценами. Президент пробовал топленое молоко и простоквашу, нахваливая местные власти за то, что им удается удерживать цены на столь низком уровне. Народу на рынке было совсем немного. Но стоило президентскому кортежу отъехать от центрального входа, толпы людей кинулись с улицы к прилавкам и буквально за считанные минуты смели все, что на них было. А продавцы вскоре выставили новые ценники, те, по которым торгуют каждый день. И цифры на них были ого-го какие.

Однажды после встречи лидеров "большой восьмерки" в Денвере передовой Ил-62 1968 года выпуска в течение 9 часов не мог подняться в воздух из-за 40-градусной жары. Пассажиры поначалу ожидали вылета прямо на взлетной полосе. От невыносимой жары чиновники поснимали даже рубашки и, устало развалившись на бетонке, приникли голыми спинами к шасси. Когда наконец американцы позволили подождать вылета в зале аэропорта, появился представитель "Аэрофлота" и стал раздавать ваучеры на бесплатное питание. Счастливые получатели принялись отоваривать их спиртным. На каждом из талонов требовалось расписаться. При этом один из сотрудников президентской охраны забавы ради с увлечением выводил на пачке ваучеров фамилию Рабинович. Только когда Рабиновичей набралось человек 20 и каждый из них заказал по нескольку порций виски или пива, бдительный бармен поднял тревогу и настучал начальству.

"Господа журналисты..."

КАК-ТО корреспондент одной из газет, не подозревая, с кем разговаривает, назвал козлом начальника краевой милиции, который попытался осадить его профессиональное рвение. В наказание за это в Кремле решили временно отстранить корреспондента от поездок с президентом. Вскоре Б. Ельцин полетел в Германию. Вдруг в Берлине к представителю пресс-службы прибегает разъяренный офицер российской службы безопасности: "Нет, ты мне скажи - кто Ваську в Германию взять позволил?" - кричал он. Оказалось, что на этот раз другой российский журналист в сердцах обозвал немецкого секьюрити. И услышал в ответ: "Сам козел", - на чистейшем русском языке.

Помимо президентской охраны безопасность Б. Ельцина в поездках по регионам обеспечивают представители местных правоохранительных органов. Для них, не привыкших к столь шумным мероприятиям, визиты высоких гостей - настоящая морока. "Сидоров, Сидоров", - надрывалась рация у одного из офицеров красноярской милиции, которому было поручено приглядывать за журналистами, ожидающими появления президента. "Сидоров, гони б...дей в автобус", - вдруг прозвучала команда на другом конце невидимого провода. Сидоров тут же невозмутимо перевел слова шефа: "Господа журналисты, прошу занять свои места".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно