ВОЛНЫ компромата захлестнули телеэфир и прессу. И уже не разобрать, где правда, а где ложь. В этой ситуации редакция "АиФ" решила не только предоставлять слово противникам тех или иных партий и движений, но и показывать, раскрывать позиции самих этих объединений. Почему они претендуют на власть в России, благодаря каким своим достоинствам и программам рассчитывают привлечь голоса избирателей, что за люди входят в их команду? Продолжая публикацию материалов под рубрикой "Что обещали и обещают перед выборами", начатую в N 40 "АиФ", мы дадим возможность читателям поближе познакомиться с избирательными объединениями, которые уже зарегистрированы Центризбиркомом.
БЛОК "Отечество - Вся Россия" считается лидером предвыборной кампании. Социологи прогнозируют, что 19 декабря он получит не менее 20% голосов избирателей. Причины такого лидерства очевидны. Во-первых, многие видят в блоке Е. Примакова альтернативу дискредитировавшей себя кремлевской "партии власти". Во-вторых, большинству избирателей импонирует обещание ОВР перестроить работу Госдумы, превратить ее из площадки для межпартийных стычек в дееспособный орган, единственным предназначением которого будет разработка и принятие полезных стране законов.
И это обещание не выглядит голословным. С одной стороны, ОВР идет на выборы не с какой-то абстрактной программой, а с готовым набором первоочередных мер. Экспертами блока уже подготовлен пакет из 100 законопроектов, направленных на преобразования в политической, экономической, социальной сферах. С другой стороны, есть уверенность в том, что эти законы не останутся на бумаге, а начнут реально работать, поскольку ответственность за это берут на себя профессионалы в своем деле. Даже идеологическим противникам блока "Отечество - Вся Россия" трудно отрицать, что в составе его партийного списка - лучшие специалисты, готовые без раскачки включиться в депутатскую работу.
Кадры снова решают все
БЛОК с самого начала сделал ставку именно на сильные кадры, говорит мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ:
- Народ недоволен нынешней Думой, устал от крайностей "левых" и "правых", не желает ни возврата к тоталитаризму, ни продолжения псевдолиберальных реформ. Сегодня в политику должны идти те, кто уже смог сделать ДЕЛО, за кем стоят реальные результаты.
Безусловно, этому принципу отвечают прежде всего сами лидеры ОВР - Е. Примаков, Ю. Лужков и питерский губернатор В. Яковлев. Впрочем, первая тройка была бы не более чем красивой витриной, не окажись в списке многих других имен - быть может, не столь громких, но не менее достойных.
Особенность блока "Отечество - Вся Россия" в том, что он изначально строился с опорой на регионы, причем главным образом на регионы сильные, экономически самодостаточные, которые принято называть "донорами" бюджета. Вошедшие в ОВР губернаторы не хотят продолжения такой практики, когда с помощью финансовых подачек центр пытается манипулировать субъектами Федерации. Вот что говорит по этому поводу один из активистов ОВР, глава правительства Республики Карелия Сергей КАТАНАНДОВ:
- С первых дней руководства республикой я следую простой истине: мы должны рассчитывать прежде всего на себя, на собственные силы и ресурсы. Экономика, ориентированная исключительно на поддержку из Москвы или еще откуда-то, обречена на провал. Только мы сами сможем обеспечить себе достойную жизнь.
Эту философию разделяет и Владимир ЯКОВЛЕВ:
- По прошествии трех с лишним лет губернаторства для меня стала очевидной истина, которая легла в основу идеологии "Всей России": только с усилением регионов может развиваться страна. Именно поэтому я и многие мои коллеги - губернаторы решили активно заняться политикой и сформировать Думу, которая создаст законы, необходимые для дальнейшего развития регионов.
Шанс для экономики
КАК уверяют в штабе ОВР, такой сильной экономической команды нет ни в одной другой партии или движении. На одном из первых мест списка, например, фамилия Андрея КОКОШИНА, бывшего секретаря Совета безопасности РФ, члена-корреспондента Академии наук. Кокошин оптимист - он уверен, что для мощного прорыва в оборонной промышленности не хватает лишь должной господдержки:
- Мой личный опыт работы в качестве первого замминистра обороны и секретаря Совбеза говорит о том, что даже в тяжелейших условиях последних лет мы могли добиваться выдающихся результатов. Судите сами: созданы самый мощный в мире тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", суперсовременный истребитель-бомбардировщик Су-34, самые неуязвимые малошумные атомные подводные лодки, система космической навигации ГЛОНАСС, превосходящая американскую "Джи-Пи-Эс"... Но чтобы оборонка и дальше развивалась, нужна грамотная научно-промышленная политика.
Все последние годы о необходимости такой политики твердили специалисты Российского союза промышленников и предпринимателей. Сегодня президент РСПП Аркадий ВОЛЬСКИЙ рассчитывает, что с победой на выборах "Отечества - Всей России" его мечта наконец-то осуществится:
- Так уж получилось, что всю жизнь я имел дело с производством. Знаю, как работает мой родной многотысячный ЗИЛ, где прошел путь от мастера до начальника литейного производства. Принимал участие в сооружении таких гигантов, как ВАЗ, КамАЗ, "Атоммаш"... Прежде чем присоединиться к блоку "Отечество - Вся Россия", я тщательно соразмерил свои представления о восстановлении промышленного потенциала страны с программой блока. И пришел к выводу, что планы Примакова и Лужкова в этом направлении не обманут надежд избирателей, связанных с производством, деловых людей, выступающих за честное и открытое ведение дел.
Свои надежды с ОВР связал и нынешний глава думского Комитета по бюджету, банкам и финансам Александр ЖУКОВ:
- Всю жизнь я профессионально занимаюсь экономикой и абсолютно уверен в том, что у России есть все необходимое, чтобы занять достойное место в мире, став страной с эффективной социально-ориентированной рыночной экономикой. Людей, желающих и умеющих работать для достижения этой цели, у нас достаточно. Но чтобы они не "пропали поодиночке", необходима политическая сила, которая сумеет их всех консолидировать. Такой силой способен стать блок ОВР.
Пора делать историю
СТРАТЕГИЮ блока по конкретным направлениям деятельности разрабатывают люди, которых трудно заподозрить в поверхностном знании предмета. Скажем, раздел программы, посвященный социальной политике, готовила бывший министр здравоохранения, а ныне директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяна ДМИТРИЕВА. А интересы сельского хозяйства взялся представлять лидер Аграрной партии России Михаил ЛАПШИН. По его словам, "современное крестьянство ждет сегодня от политических партий и движений не заигрывания и диктата, а уважительного и ровного отношения к себе как к партнеру и союзнику. Участие аграриев в блоке "Отечество - Вся Россия" позволяет надеяться, что светлая полоса в жизни российского села не за горами".
В свою очередь первый секретарь Российского союза молодежи Вера СКОРОБОГАТОВА рассчитывает, что после прихода во власть ОВР всерьез займется молодежной политикой:
- Около 40% молодых людей сегодня не имеют возможности реализовать свои права - на труд, на образование, на жилье. Если в ближайшие годы этого не изменить, то Россия может потерять целые поколения. "Становление сильной, уверенной в себе, в своем стабильном будущем России невозможно без молодежи", - говорится в программе "Отечества". Вот почему Российский союз молодежи, неполитическая по уставу организация, сделал свой выбор в пользу ОВР.
Насколько этот выбор окажется удачным, покажут уже первые месяцы работы "Отечества - Всей России" в новом парламенте. Пока же все те, кто связал с новым блоком планы на будущее, заняты активной предвыборной работой. Общее настроение товарищей по блоку выразила депутат нынешней Думы Светлана ОРЛОВА:
- Недавно, перечитывая Бориса Стругацкого, я натолкнулась на интересную фразу: "Историю знают умные люди, а делают дураки и негодяи". Возможно, в чем-то писатель и прав, но принимать такое положение вещей я не хочу. Сегодня пришла пора, когда историю должны делать сильные, порядочные люди, уважающие свой народ.
О том, кто будет делать историю России в начале XXI века, мы узнаем уже совсем скоро. До выборов осталось чуть больше семи недель.