ХОРОШИЙ хозяин всегда думает заранее, что будет делать хотя бы через полгода-год. Сегодняшние коллизии на выборах в Думу, например, планировались заинтересованными лицами практически с 2000 года. В "пасьянсах" уже тогда появились и Райков, и Глазьев, и Миронов... Их тактическое выдвижение в публичные политики должно было привести к стратегическому перевесу на тогда еще далеких выборах. Сегодня "пасьянсы" другие.
КАК-ТО тихо и незаметно прекратилось публичное обсуждение принципов формирования нового правительства на основе парламентского большинства. Но и в парламентских и во властных структурах соответствующие приготовления идут. Там действуют. Этой идее подчинена сегодня и вся предвыборная борьба. Почему?
Практически во всех группах политического влияния созрела уверенность, что всенародные выборы президента - дело хлопотное. Это "рулетка", когда никто не знает, будут ли они в 2008 году располагать таким проходным кандидатом, каким оказался В. Путин. А если не знают, то и продумывают схемы, как, по крайней мере, остаться "при своем".
Одна из обсуждаемых моделей - выборы президента членами Федерального собрания и Госсоветом. Причем президент будет "царствовать", но не править. Власть реальная сосредоточится в руках премьера. Именно так работает государственная машина в близкой и понятной нашему президенту Германии. Хорошо воспринимают эту модель и коммунисты. Они всегда были против президентского единовластия. Но что делается в практическом плане?
Формирование пакета
ДЛЯ ТОГО чтобы иметь возможность "заслать" из депутатского корпуса своих людей в члены правительства, их нужно заранее правильно расставить. Говорят, именно этим занят сейчас руководитель администрации президента А. Волошин. Его главная забота - конструирование "пакета должностей", откуда легче всего "засветиться" для перехода в правительство. Естественно, в этом пакете значатся спикер и все вице-спикеры. Разумеется - руководители комитетов. Кстати, количество комитетов и вице-спикеров должно уменьшиться, чтобы увеличить их ценность. Хотя кое-кто говорит - "цену".
Готовятся к предстоящей "рассадке" своих людей и олигархи. Часть из них вкладывается для этого в "Единую Россию", другая - в КПРФ. Главное - попасть в Думу. Об ажиотаже, связанном с формированием правительства через Думу, говорит и такой факт: в избирательных списках наиболее "проходимых" партий уже значатся более 200 крупных чиновников и госслужащих. Немало и губернаторов.
Тем временем еще одной очень важной заботой г-на Волошина является включение в "пакет" должностей уполномоченного по правам человека, председателя Счетной палаты (СП) и шести аудиторов СП. Эти должности являются крайне важными, утверждаются Думой. Да и "тянут" весомее многих министерских портфелей. Хотя для того, чтобы и они стали разменной монетой в предстоящем торге, нужно принять поправки в закон о возможности отзыва с этих должностей не двумя третями, а простым большинством. Это уже делается. Ходили слухи, что и сам А. Волошин метит будто бы на руководство СП, но это всего лишь слухи.
Но слухи слухами, а администрация президента довольно подробно прорабатывает проект "партийное правительство". Помимо некоей неопределенности по поводу перспектив 2008 года есть на то и другие причины. Более приземленные.
Наша разношерстная политическая публика все время ищет конфронтации с властью. Предлогов - хоть отбавляй. Это и Чечня, и низкие зарплаты, и преступность... Эту энергию нужно направить в правильном направлении. Так, партиям была предложена идея совместной работы над программой по удвоению ВВП, модернизации армии и преодолению бедности. Но накануне думской кампании все же возник риск, что именно она приведет к политической дестабилизации, когда партии приступят к массированной критике правительства. И не дай бог - под знаменем борьбы с "произволом крупного бизнеса" потребуют пересмотра итогов приватизации. Обращаясь к теме правительства парламентского большинства, А. Волошин пытается перенаправить вектор думской кампании, толкая партии к конкретной работе. Имеется в виду подбор кандидатов в будущий кабинет вместо пропаганды передела собственности.
Вторая задача - восстановить контроль над М. Касьяновым, использовав для этого думский ресурс. Посудите сами - какая партия выдвинет нынешнего премьера? Вот он и на крючке.
Левый фактор
ВСЕ бы хорошо - да вот проблема: а кто в Думу-то попадет? И главное - с каким результатом? По московским коридорам власти гуляют самые разнообразные прогнозы. Называют и такой. В нем для власти не так все безоблачно. КПРФ якобы может получить до 37% голосов. Стабильные 22-25% голосов будут дополнены 15% голосов русских националистов. Их духовный лидер "батька Кондрат" вошел в первую тройку списка левых. "Единая Россия", размытая двойниками от "партии власти", может получить до 15%, СПС со своей новой имперской риторикой - до 10%, как и "жириновцы". "Яблоко" тоже в Думу попадет. "Народная партия" и "глазьевцы" - под вопросом. Так кому в этом случае выдвигать премьера? Коммунистам?
На первый взгляд такая перспектива Кремль не обрадует. Но - кто его знает? "АиФ" уже писал, что взаимный дрейф Кремля и левых навстречу друг другу вполне возможен. Ведь у нас во многом левая страна (по взглядам), и с этим надо считаться. Коммунистам же осталось претерпеть некую косметическую трансформацию. И она уже готовится, о чем мы собираемся скоро рассказать.