Беседа с губернатором Калининградской области Леонидом ГОРБЕНКО
В КАЛИНИНГРАДСКОЙ области проживают 954 тыс. человек. Половина всех предприятий рентабельна. Основной доход области приносит отнюдь не янтарь, а торговля, таможня, нефтепереработка, рыба.
- Все время бродят слухи, что Калининградскую область мечтает вернуть себе Германия. И потихонечку внедряет свой план в жизнь...
- Ерунда. А уж если беседовать на эту тему, то пусть Германия Мемельский край вернет, с Квасьневского спросим Сувалкское воеводство, Гдыню, Гданьск. Создадим Восточную Пруссию и тогда сядем все делить.
- А самостоятельную республику сделать из области не хотите?
- Это неразумно. Мы - неотъемлемая часть России.
- Когда вы заступили на пост губернатора, говорят, в бюджете областной администрации оставалось 380 рублей...
- Это было еще не самым страшным. Ужаснуло меня опрокинутое сельское хозяйство. Колхозники получали в 1993 г. зарплату - 100 рублей в год! С бесстыжими глазами область закупала за границей картошку, капусту, свеклу...
- А как теперь дела обстоят?
- Надеемся, что через год область будет полностью кормить себя сама. Сейчас на 82% свои продукты. Я вообще сторонник идеи самофинансирования и самоокупаемости региона. Считаю, что на 80% реализация этой мечты зависит от первого лица области. И на 20% - от твердой политики, направленной на экономику, от гибкой и работающей кредитной системы.
- Говорят, вы очень не любите критику в прессе?
- А кто ж ее любит? Мне не нравится оскорбительная критика. А конструктивные предложения всегда приветствую. Легко говорить: так делать не надо. Ты скажи, как надо? Как исправить?
- Что за программа "1000", которую вы внедряете в своем регионе?
- Началось с того, что я уже не мог больше терпеть грязь, неряшливость наших улиц, подъездов, фасадов домов. Я родился в деревне. Жили мы очень бедно, с земляным полом, но чистота была идеальная. Перед соседями стыдились даже за бурьян перед воротами. Выдирали, косили. Программа посвящается наведению идеального порядка и чистоты в городах и поселках. Начинать надо прямо там, где сам живешь. Со двора, с лестничной площадки, с пляжа, где загораешь.
- А что значит "тысяча"?
- Это условное название. Никто до меня фактически не знал, сколько в области населенных пунктов. Убеждали, что 96. Попросил посчитать - оказалось 1105, включая хутора, где живут 3-5 человек. Составили паспорт каждого населенного пункта, теперь точно знаем, где что имеем, как живут там люди.
И вот в этой тысяче населенных пунктов надо сделать три, пять или тысячу мелких доступных полезных дел, и уже можно победить убогость. Мы же в центре Европы живем! Подмети, покрась, убери хлам, посади цветы. Я бы вообще взялся за закон о благоустройстве. Как в Финляндии. Не хочешь убирать - не надо. Придут служащие, уберут за тебя, а тебе счет пришлют. Выбирай, что дешевле.
- Во время выборов кандидаты на пост губернатора много чего обещают народу. Что обещали вы?
- Все, что обещал, выполнил за два года. Построил дороги. Они у нас теперь везде отличные. Рассчитался с бюджетной сферой. Все зарплаты, пенсии и пособия выплачиваем вовремя, долгов нет.
Вернул знаменитый парусник "Крузенштерн" в Калининград. Он отремонтирован. Запустил гидроэлектростанцию, которая бездействовала 22 года.
Поднял агросектор. В частности птицепром. Купили новые технологии, производим 64 вида продукции из мяса птицы. Построили комбикормовый завод, аналога которому нет в Европе.
- Сейчас пора отпусков. Насколько доходной статьей стал для области туризм?
- Сто сорок километров отличного пляжа как были, так и есть. Сейчас внедряем проект, как все это обустроить по европейским стандартам. Число туристов растет ежегодно на 10 тыс. человек. В прошлом году у нас отдохнули 74 тыс. туристов. Все пансионаты, санатории забиты.
- Сколько денег в кошельке надо иметь, чтобы отдохнуть у вас по путевке?
- Три тысячи шестьсот на 24 дня.
- Как вы относитесь к работе Госдумы?
- Негативно. У нее очень "большие резервы" в законодательной работе. Законы принимаются медленно, все больше дебаты, разоблачения... А ответственности за обещания никакой. Им некогда решить вопрос о земле, ипотеке, некогда создать Налоговый кодекс...
Наша областная Дума точно такая же. Я одно время даже зарплату депутатам не платил. Законы, которые надо, не принимают, врут. Платишь - врут, не платишь - врут. Пусть врут бесплатно. Удручает еще и то, что с экранов они внушают людям мысли о безысходности жизни. А от этого действительно людям ничего делать не хочется, молодежь спивается, наркоманит.
Оптимизм нужен людям не меньше воздуха. Воодушевлять надо. Гнать плохие мысли. Праздники нужны!
- Ваша область - лакомый кусок для всяческих криминальных структур. Есть чем "поживиться" в области, на чем деньги сделать: рыба, янтарь, нефть, туризм. Не приходили к вам гонцы с просьбами пособить в делах, войти в долю?
- Нет, не приходили. Но ходили около. Давить пытались, кусали исподтишка. Про меня все знают: я не состою ни в каких коммерческих структурах, нигде не имею "интересов". У меня руки свободные. Меня обвиняли в скупке недвижимости. Работали комиссия из Генпрокуратуры, Счетная палата. Претензий ни к губернатору, ни к администрации нет.
А сыр-бор разгорелся из-за моего "особняка". Я отдал сыну квартиру. А себе купил старый немецкий разрушенный дом, взял ссуду 53 тыс. руб. и отремонтировал его за год.
- Говорят, вы пешком на работу ходите. С охраной?
- С помощником. По дороге с людьми разговариваем, надо записать просьбы.
- А о чем просят?
- Да обо всем. Вот недавно ветеран просил, чтоб зубы ему бесплатно полечили. Помог, позвонили в клинику.
- Что дало области существование свободной экономической зоны?
- За два года при смене четырех правительств раскрутиться как надо не удалось. Но инвестиции увеличились на 354 процента. Это больше, чем за предыдущие 6 лет. Охотнее всего деньги вкладывают литовцы, поляки, немцы. В мясопереработку, в кондитерскую промышленность. Американцы - в пивоварение. Собираем телевизоры, автомобили БМВ. Шьем на Европу женскую одежду, ремонтируем иностранцам суда.
- Калининградские моряки снабжают Россию сельдью, скумбрией, треской. Почему рыба стала дороже мяса? Ведь, чтобы вырастить корову, нужны пастбища, корма, хлев, уход. А рыбу поймал, доставил - и все?
- А сколько коров надо, чтобы построить корабль? А топливо? А жизнью рисковать в море надо? Раньше дотации были, перекладывали цену за рыбу на другие сферы. Во всем мире рыба дороже мяса. Это нормально. Флот пришлось сократить. Когда-то у нас было 500 крупнотоннажных судов, сейчас 67. А с малыми теперь 107 судов. Работают 20 тыс. человек.
- Что происходит в области с янтарем? Почему такое богатство не приносит краю прибыли?
- Воруют. 60% янтаря уходит налево, за границу. А это, считайте, 70 млн. долл. В Европе нашего янтаря уже на 3-5 лет вперед завезено. Местные "силовики" администрации неподконтрольны. Они - федеральная структура. Покончить с разбазариванием янтаря мы пока не в силах без поддержки и понимания со стороны федерального центра. Сколько раз я просил силовые структуры: возьмите под охрану янтарь. Но воз и ныне там. Когда их начальство приезжает разбираться, они хорошо принимают, вместе отдыхают... Единственное, что удалось сделать администрации, - это расприватизировать янтарный комбинат, вернуть его в государственную собственность. Наша беда во многом в том, что собственниками-то мы становимся, а хозяевами - нет.
- Да, такое богатство и не используется...
- Это скорее стереотип. Не такое уж богатство. Богатство - это агросектор. Янтарь, нефть на стол не подашь. И даже если продали это и купили еды. Съели, и опять ничего - ни нефти, ни денег, ни еды.
- Как в вашей области относятся к Лужкову? Могут за него проголосовать как за будущего президента?
- Его у нас уважают, проголосовать могут. Но он, по-моему, немного торопится. У нас ему бы хватило двух-трех месяцев предвыборной кампании, зная хорошо предвыборную технологию. У нас уважают всех крепких руководителей, кто радеет по-настоящему за свой регион. Думаю, у нас поддержали бы и Строева, и Титова, и Яковлева, и многих других. Только не надо торопиться. Что за жизнь, если одни выборы на уме. Счастье совсем в другом.
- А вы, зная такую технологию, думаете о втором губернаторском сроке?
- Думаю. И хочу снова быть губернатором. Потому что не знаю, кто придет вместо меня.