ВЫ ЧЕСТОЛЮБИВЫ и мечтаете стать важной персоной? Принимать бюджет, вызывать на ковер министров, писать законы для народа? Если так, то выборы в Думу - это ваш шанс. Но, прежде чем им воспользоваться, не забудьте заглянуть под матрас. Если там не найдется заначки хотя бы в 200 тысяч долларов, вам придется искать спонсоров. А спонсоры после кризиса нарасхват... Впрочем, при умелой организации и некотором везении можно и сэкономить.
Не в деньгах счастье
МИФ о том, что бешеные деньги способны сделать депутатом (губернатором, президентом) хоть черта лысого, давно лопнул. Так же, как и миф о всесилии избирательных технологий. Вера в оба этих мифа возникла после впечатляющей победы Б. Ельцина на выборах 1996 г. Но подобные чудеса - все-таки исключение из правил.
- Я не верю, что Ельцина можно было бы переизбрать на третий срок, будь такая возможность, - считает руководитель консалтинговой группы "Управление PR" Максим Григорьев. - Опять же, ни за какие деньги нельзя сделать президентом России Чубайса. Даже если раздать каждому избирателю по 10 тыс. баксов - деньги возьмут, но за него не проголосуют.
Пожалуй, самым ярким доказательством того, что деньги и технологии не всесильны, стало поражение Сергея Лисовского на довыборах в Думу. Вот вам и матерый бизнесмен, рекламщик и имиджмейкер, соавтор победоносной ельцинской кампании "Голосуй или проиграешь"...
Так что же важнее денег? Большинство экспертов на первое место ставят административный ресурс. То есть поддержку со стороны местной власти, правоохранительных органов, чиновничьей и деловой элиты региона. Другие "баксозаменяющие" ресурсы - влияние на СМИ, наличие сильной команды, разветвленной партструктуры. По словам лидера движения "Духовное наследие" Алексея Подберезкина, именно оргструктура и известность кандидата - главные слагаемые успеха:
- Самая эффективная и дешевая кампания строится по принципу "от двери к двери". Если у меня в округе ходят по квартирам 1,5 тыс. моих добровольных агитаторов, то я не истрачу больше 250-500 тыс. рублей. Тогда как моим конкурентам потребуется на порядок больше.
По мнению экспертов, меньше всех на этих выборах потратятся кандидаты от КПРФ. Во-первых, потому, что у коммунистов есть устойчивый электорат, не нуждающийся в агитации. А во-вторых, на партию готовы буквально за идею работать почти 500 тыс. ее членов.
Прайс-лист для кандидата
НО КОММУНИСТЫ - особый случай. Цены на политическом рынке определяют не они. А цены таковы. Кампания по раскрутке партии или блока обойдется от 3 до 12 млн. долл. Избрание одномандатника - от 200 до 300 тыс. Впрочем, верхний предел тут не ограничен - при желании можно вбухать и 500 тыс., и даже миллион.
На что же идут такие деньжищи?
Треть бюджета партийной кампании - это реклама на центральном телевидении. В 95-м году участие кандидата в популярном ток-шоу стоило 10 тыс. долл., разговор в эфире с известным ведущим - 30 тыс. долл. Разумеется, это неофициальные расценки. Сегодня, говорят, стало намного дешевле. В моде "комплексные обеды": по слухам, руководство REN TV еще весной предложило ведущим партиям пакет рекламных услуг на всю кампанию - стоимостью всего-то 200 тыс. долл. Но даже эта цена устроила якобы только партию В. Жириновского.
Для сравнения: минута рекламы в прайм-тайм на НТВ или ОРТ стоит до 40 тыс. долл. Впрочем, по словам директора "Агентства организации конференций" Павла Минайлова, "многое теперь зависит от политических пристрастий того или иного канала. Поэтому материалы дружественных партий там могут проходить с колоссальными скидками, тогда как их соперников не пустят в эфир ни за какие миллионы".
Реклама на местном и кабельном ТВ значительно дешевле и измеряется сотнями долларов за минуту в прайм-тайм.
Изготовление приличного видеоролика - 10-20 тыс. долл.
Заказные статьи в центральной прессе: по словам пресс-секретаря одного из лидеров НДР, на прошлых выборах "джинсу" можно было разместить за 2-3 тыс. долл. Деньги выплачивались непосредственно журналистам. С тех пор цены мало изменились, но оплачивать публикации приходится чаще всего через коммерческую службу редакций.
Наружная реклама. Аренда щита на московской улице обойдется вам от 600 до 2000 долл. за месяц. В других городах, естественно, дешевле. Печатание листовок - 4 тыс. долл. за 500 тыс. экз. Зарплата разносчиков листовок, расклейщиков плакатов, "сборщиков наказов" (есть и такие специалисты) - до 100 долл. в месяц. Эстрадные концерты: приглашение известного артиста стоит минимум 20 тыс. долл. Если это звезда первой величины, цена возрастает до 50 - 100 тыс.
Услуги профессиональных консультантов - технологов, социологов, имиджмейкеров, визажистов и др. - в норме не превышают 10-20% бюджета кампании. Говорят, хитом нынешнего политсезона станет профессия криэйтора (от английского creator - творец, создатель). Основное занятие криэйтора - творить для политиков запоминающиеся лозунги и слоганы. Вроде знаменитого "Выбирай сердцем", тронувшего в 96-м году сердца далеко не самых горячих поклонников Б. Ельцина.
На практике финансовые вливания начинаются задолго... до начала избирательной кампании. Умные кандидаты заранее "прикармливают" свои округа: занимаются благотворительностью, налаживают контакты с местной элитой. По большому счету, непонятно, что считать предвыборными расходами, а что нет. Например, покупку Б. Березовским газеты "Коммерсантъ" и контрольного пакета акций телеканала "ТВ-6 Москва" вполне можно расценивать как чисто предвыборный проект. Равно как и финансовую поддержку ключевых фигур телеканала ОРТ, ставшего мощным оружием по дискредитации неугодных олигарху политиков. По слухам, С. Доренко обошелся Борису Абрамовичу в 1,5 млн. долл. за всю кампанию - и думскую, и президентскую... А когда премьер В. Путин отдает распоряжение о погашении долгов по пенсиям - чем это не рекламная акция кандидата в президенты стоимостью в миллиарды бюджетных рублей?
Доходный бизнес
С КАКОЙ стороны ни посмотри, выборы - чрезвычайно выгодное занятие.
- Если примерно 80% кандидатов не имеют никаких шансов на победу, спрашивается, зачем они спускают деньги в унитаз? - говорит директор Независимого института выборных технологий (НИВТ) Николай Кузнецов. - Подавляющее большинство кандидатов элементарно наживается за счет спонсоров. Допустим, вы заказали листовки в типографии и указали официальный тираж 5 тыс. экз. Своему спонсору вы объяснили, что напечатали 20 тыс., а указали 5, потому что больше не разрешает избирком. При этом реально вы напечатали 10 тыс., а разницу в виде стоимости недопечатанных 10 тыс. положили себе в карман. Обнаружить обман почти невозможно.
А в результате довольны все. Кандидаты, проигравшие гонку, - потому что взяли свое еще до выборов. Кандидаты победившие - потому что возьмут после них. Спонсоры - потому что с лихвой окупят потери с помощью этих победивших (умный спонсор никогда не ставит на одну лошадку). Избиратели - потому что получат за время кампании свою порцию хлеба и зрелищ... Все-таки демократия - гениальное изобретение человеческого ума.