Примерное время чтения: 4 минуты
251

Предсказатели землетрясений

СЕЙСМОЛОГАМ катастрофически не везет. В Японии император пригрозил сократить расходы на работы по прогнозу. В США госдепартамент отказывается выделять средства на аналогичные проекты. В России на это просто нет денег. А Землю лихорадит, бьет крупной дрожью: Турция, Греция, Тайвань... Кто следующий?

Беду накликали в Интернете

НЕ В ДРЕВНЕЙ Атлантиде, а в современной Турции морское дно содрогнулось трижды, прежде чем на суше люди сквозь сон почувствовали, как рушится кровля и их дома уходят под воду. На моих глазах улица в считанные секунды превратилась в русло реки, впадающей в Мраморное море. Вешками выглядывали из темной воды уличные фонари. Белой глыбой нависал выброшенный на набережную корабль. И ни одной живой души окрест...

Впервые предупреждение об этом землетрясении появилось в Интернете еще в 1997 году. Американец Р. Стейн был первым и единственным человеком в мире, заметившим, что напряжение земной коры, упираясь одним краем разлома в Кавказ, медленно перемещается с востока на запад, в район между Измитом и Стамбулом. Это был не прогноз, а констатация факта.

У нас в стране Агентство по мониторингу и прогнозированию МЧС России делает среднесрочные прогнозы (на 1-2 года). Например, в этом году сильные землетрясения, вероятнее всего, могут произойти на юго-восточном окончании Камчатки, на Северных и Южных Курилах, на Восточном Кавказе и в акватории Каспийского моря в районе г. Дербента. Но что пользы думать о надвигающейся катастрофе, если неизвестно, когда именно она случится? Бывало, с Камчатки уезжало свыше 10 тысяч человек в год: делали свое дело слухи о надвигающейся катастрофе. Совсем недавно в Дагестане люди, прослышавшие о мрачном предсказании местного экстрасенса, боялись спать в своих домах.

Что нагадают еще

ВСЯ столетняя история сейсмологии может похвастаться лишь единичными удачными прогнозами. Например, в 1975 г. в Китае очень точно было предсказано землетрясение в 8 баллов. Ученые мужи сравнивают проблему прогноза с вечным двигателем. И действительно, нелегко придумать "механизм", который бы отвечал сути физического процесса подготовки землетрясения. Отчаявшись, американцы пошли по самому длинному пути: соорудили в Паркфилде обсерваторию, начинив ее всевозможными приборами, и решили измерять все, что только можно. Результат нулевой. Потому что землетрясение зреет не только во времени, но и в пространстве. Одна сейсмическая станция не в силах зарегистрировать предвестники землетрясений, происходящих во всем мире. Нужна система наблюдений, а это требует больших денег. Потому зреет вопрос: не проще ли принимать все, как есть?

В марте, когда вовсю трясло южное побережье Камчатки, ученые вздохнули с облегчением: эпицентр совпал с эпицентром сильнейшего камчатского землетрясения, случившегося 4 ноября 1952 г. По мнению экспертов, энергия Земли разрядилась настолько, что ее потенциал не восстановится еще в течение ближайших десятилетий. Метод, напоминающий гадание опытной цыганки: если знаешь, что с клиентом было, нетрудно предсказать, что с ним будет еще.

Почему она дышит

ПРИРОДА не любит сложности. Самое сложное - понять эту простоту. Мы живем минутами, а мир - тысячелетиями. Напряжение скапливается в течение сотен лет, а сейсмические волны достигают поверхности в считанные секунды, хотя очаги землетрясений располагаются на глубине до 700 км. Район эпицентра ограничен радиусом 20-40 километров, но в подготовке землетрясения может участвовать массив с размерами до 300 км. Надо найти эпицентр! Но как?

С научной точки зрения, земная твердь скорее напоминает пористый шоколад. Эти поры, которые составляют 5-7% породы, заполняет радон - радиоактивный газ. Процесс "подготовки" землетрясения идет 3-4 месяца. За одну-две недели до катастрофы происходит колоссальное сжатие, и содержание радона в порах резко уменьшается. По мнению ученых из Уральского института геофизики В. Уткина и А. Юркова, в этой зоне сжатия и находится эпицентр землетрясения.

Земля - живая. Она рождается и умирает. Земная твердь поднимается и опускается на 50-60 см в день - дышит, а мы не чувствуем этого. Ей неможется - она внутри вся клокочет: мы не понимаем ее и, не понимая, смертельно боимся. Отступит страх - придет знание. Я отчетливо помню "свое" первое землетрясение. Страх рос, шевелился во мне, как насекомое. Земля не вздрогнула. Она поползла, зазмеилась. И я вдруг поняла: Земля внутри пустая. Она треснула у моих ног, как яичная скорлупа...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно