"Я стирала. Вдруг вода из ванны поднялась и выплеснулась вместе с бельем. Меня подбросило и ударило о стену. Пол в ванной вспучился. В комнате упали холодильник, телевизор, комод... Сына ударило о дверь и выбросило в коридор... Часть соседнего корпуса оказалась разрушенной. Некоторые блоки отбросило на окрестные улицы вместе с жильцами. Люди висели на деревьях. Одну женщину вместе с балконом зашвырнуло на Садовое кольцо..."
ЭТО не сценарий отечественного триллера. Это показания очевидцев трагического происшествия, которое случилось в Москве 25 декабря 1967 г. Тогда на улице Осипенко под домом N 77, корпус 1, грянуло два мощных взрыва. Пятиэтажное здание было разрушено. Официальная версия - взрыв бытового газа. Но некоторые геофизики до сих пор уверены, что причиной катастрофы послужило локальное землетрясение - спонтанный выброс энергии недр по земным разломам наружу.
Нас пугают
КАКИЕ геофизические процессы происходят в недрах Белокаменной и всего столичного региона? Этот вопрос не кажется москвичам праздным. Мы уже привыкли к тому, что мегаполис способен преподнести нам любые сюрпризы. Если же просмотреть прессу и покопаться в Интернете, можно найти несколько характерных геомифов, которыми обычно пугают столичных жителей.
Миф N 1. Москва стоит на целой сети разломов, края которых "дышат" (движутся относительно друг друга), а потому в этих местах чаще рвутся трубопроводы и телефонные кабели.
Миф N 2. События, подобные ЧП на улице Осипенко в 1967 г., объясняются локальными сейсмическими толчками. Вот другие события из этого ряда: 25 июля 1988 г. на Большой Полянке разрушилось здание школы N 583; 16 мая 1991 г. в Старомонетном переулке мощный взрыв разворотил дом N 36; в 1997 г. случилось странное землетрясение на шоссе Энтузиастов, в результате чего был разорван газопровод.
Миф N 3. Энергия тектонических напряжений высвобождается не только через землетрясения, но и в виде электромагнитного излучения, линейных и шаровых молний, а также плазмоидов - сгустков концентрированной энергии. Последние получили название Кербер-эффекта - по аналогии с мифическим огненным псом Кербером (или Цербером), охраняющим вход в преисподнюю. Эти "огненные пузыри", поднимающиеся по разломам, способны вызывать аварии на коммуникациях и все те же локальные взрывы.
Миф N 4. Под Кремлем проходит стык двух тектонических разломов. В этом районе в земной коре скапливается гелий - газ, который при большой концентрации и определенных геофизических процессах может привести к землетрясению.
Бояться нечего
ВОТ такие страсти. Желая разобраться, есть ли в этих мифах хоть доля правды, мы обратились в Объединенный Институт физики Земли РАН.
"Никаких локальных или точечных землетрясений нет и быть не может, - утверждает замдиректора института Евгений Рогожин. - Любое землетрясение создает сейсмическую волну, которая фиксируется сейсмостанциями на расстояниях в сотни и даже тысячи километров. Чтобы разрушить дом, необходимы толчки в 8 баллов, а в Москве никогда больше 5 баллов не наблюдалось... Я прекрасно помню тот взрыв на улице Осипенко в 1967 г. - работал неподалеку. Сам ходил на это место, исследовал его и могу точно сказать: это действительно был взрыв газа. Вообще так называемые землетрясения в Москве - благодатная почва для всякого рода спекуляций и ухода от ответственности. Однажды видел по ТВ сюжет, где показывали рухнувший мост в районе МКАД. Так вот, строитель на вопрос журналиста о причинах аварии, глазом не моргнув, ответил: "Похоже, это было землетрясение". Честно говоря, я давно так не смеялся".
По мнению Рогожина, если у нас и случаются "локальные землетрясения", то виноваты в этом оползни или просадки грунта. Когда известняки подходят близко к поверхности, а вода из них по каким-то причинам откачивается, образуются пустоты - так называемые карстовые пещеры. Сейсмология, как вы понимаете, здесь абсолютно ни при чем.
Что касается электромагнитных явлений, то они действительно могут являться предвестниками землетрясения, но только наблюдаются они в основном в ионосфере, то есть достаточно высоко. Ученые объясняют это тем, что рост напряженности в земной коре так или иначе влияет на состояние электромагнитного поля планеты, вызывая в наиболее чувствительных слоях атмосферы различные аномалии.
Но готовиться надо
ВПРОЧЕМ, есть в вышеперечисленных мифах одна маленькая правда. Московский регион и впрямь стоит на сети тектонических разломов, правда, ничего удивительного в этом нет. Разломы есть практически везде, в любых геологических платформах. Вопрос в том, насколько они активны? "Столице в этом плане повезло. Активность разломов в регионе очень низка, - продолжает Рогожин. - Теория о том, что в них скапливается гелий, представляющий сейсмическую опасность, мне видится несостоятельной. Земные недра везде выделяют газы - метан, гелий и др. Они для человека совершенно безопасны".
Вообще на фоне других регионов (и даже стран - таких как Италия, Греция, Китай) Московская область с точки зрения геофизики - благодатное место. Почти райский уголок. Мы живем на Восточно-Европейской платформе - мощном кристаллическом фундаменте, толщина которого составляет около 40 км. Это стабильная геологическая структура, благодаря ей москвичам неведомы землетрясения. Их вероятность очень невелика. С другой стороны, бывают в сейсмологии исключения. Так, на похожей платформе, Североамериканской, в 1811-1812 гг. произошли достаточно сильные землетрясения. К счастью, у Восточно-Европейской платформы немного другое устройство, поэтому опасаться нам нечего.
"Как же так? - удивятся старожилы. - Ведь мы помним, что в Москве в прежние годы бывали ощутимые толчки". Верно, бывали. И еще будут. Но только причиной их являются не местные подвижки земной коры, а землетрясения в Южных Карпатах, в районе горного хребта Вранча. Несмотря на то что до Румынии более тысячи километров, в структуре Восточно-Европейской платформы есть, видимо, какой-то волновод (то бишь коридор), по которому сейсмические волны из эпицентра в Карпатах достигают центральных областей России.
В русских летописях первое землетрясение, ставшее отголоском карпатских катаклизмов, датируется 1 октября 1445 г. Впоследствии толчки фиксировались с периодичностью в 20-30 лет. Землетрясение 23 октября 1802 г., охватившее огромный район на территории нынешней Румынии, достигло Москвы и Санкт-Петербурга, о чем написал Карамзин в "Вестнике Европы" (1802 г., т. VI, ? 21). Катастрофическое землетрясение 10 ноября 1940 г. ощущалось у нас силой в 3 балла, а стихия, разрушившая Бухарест 4 марта 1977 г., отозвалась в советской столице толчками в 4,5 балла.
По словам Евгения Рогожина, это достаточно ощутимые толчки: звенят стекла, падает посуда, раскачиваются люстры, может осыпаться штукатурка на верхних этажах. "Конечно, люди пугаются, потому что, как правило, не готовы к этому. Но еще раз повторяю: к разрушению зданий толчки такой силы привести не могут".
Кстати, последнее землетрясение в Румынии было как раз 25 лет назад. А это значит, что в ближайшие годы можно ожидать очередной карпатский катаклизм. Так что имейте в виду: если ваш дом тряхнет, подземный пес Цербер здесь абсолютно ни при чем.