"КОГДА меня спрашивают, где я так загорела, - поделилась своим горем молодая жена крупного московского бизнесмена, - я не могу признаться, что ездила в Турцию или Испанию. Даже в "пять звезд". А то все подумают, что мой муж вылетел в трубу и с ним нельзя иметь дело. Мексика или, на худой конец, Сен-Тропез". У богатых свои причуды. И свой отдых.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ компании молятся на богатых клиентов. Примерно 20% от общей массы путешественников едут в "пять звезд". Это те, кто готов потратить от 2 тысяч долларов на неделю отдыха. Такой отдыхающий для турфирмы - это уже кое-что. А вот по-настоящему состоятельных клиентов всего 2-3 человека на сотню.
Личный остров и маленький слуга
СОСТОЯТЕЛЬНЫЕ россияне все как один рвутся на острова. Это и не странно - там дороже. Хитом прошлого года стала акватория Индийского океана: Мальдивы, Шри-Ланка, Сейшелы и Маврикий. Последний - самый-самый. Все рекорды побила "группа товарищей" в количестве 10 человек, проведшая на острове неделю за 180 тысяч долларов. Правда, счета оплатило предприятие.
В нынешнем году появился новый модный маршрут: Токио плюс Марианские острова. В почетный ряд эксклюзивного островного отдыха входят Карибы (Аруба, Доминика, Ямайка). Слабенько, но едут на Гавайи. Активно оккупируют сиднейское побережье Австралии.
Вообще, дорогой курорт можно найти в любой точке мира. Виллы так называемого "тендерного" типа (тихо и ни души вокруг на 10 км2) есть в Португалии и Сардинии (4-6 тыс. долл. на двоих за неделю).
Самая дорогая точка Мексики - Конкун. Хорошо стоит кенийское сафари в комплекте с пляжами Момбаса, горные лыжи в Чили, швейцарском Давосе или Трех Долинах во Франции. Причем, с одной стороны, состоятельный турист осваивает все более эксклюзивные местечки (Майами и Калифорния вместо Испании и Италии), а с другой стороны, корректирует свои маршруты сообразно с атакующим кризисом (те, кто в прошлом году на праздник "Мира и труда" летал на Сейшелы, в этом добрались лишь до Кипра, те, кто ездил на Кипр, перебрались в Египет).
Самолетный клиент
НО ОСТАЛИСЬ и беспредельно богатые люди. Турагентства слагают о них легенды. Одни клиенты заказали в каждом городе Америки обзорную экскурсию... на вертолете. Другие, попроще, потребовали персонального русскоговорящего гида в тур "Три столицы Европы: Рим - Лондон - Париж". Агентство разбилось в лепешку, но экскурсовода сыскало. Третьи заказали на все время пребывания в Таиланде слугу: очень уж им нравился раболепный обслуживающий персонал в странах третьего мира.
А одно семейство попросило яхту специально для охоты на акул в Португалии. Вспоминают семью, которая вылетела на выходные в Эмираты на... личном самолете. И потребовала отель, номер в котором стоил 800 "зеленых" за ночь.
Надо отдать должное, 80% "эксклюзивщиков" - настоящие патриоты, летающие пусть первым классом, но родным. Цены для сравнения таковы: блок-чартер на Кипр стоит 235 долл., в системе экономического класса со скидкой - 480 долл., регулярный без скидок - 600 долл., бизнес-класс - 1200 долл., а первый - 1500 долл. (данные по "Аэрофлоту"). Примерно такое же процентное соотношение и в инокомпаниях.
Первый класс никогда не берет стандартный номер. Только "сьют" - от расширенного однокомнатного до трехкомнатных, двухэтажных апартаментов и, конечно, коттеджей и бунгало. На альпийских курортах требуют апартаменты с саунами. Особой популярностью на Кипре в этом году пользуется гостиница, лестницы из номеров которой спускаются прямо в бассейн. Семья, слетавшая в Конкун на 10 дней, отдала за роскошный "сьют" 28 000 долл. Очень модно нынче путешествовать способом "флай энд драйв" (летишь до места назначения, пересаживаешься в шикарное авто, где в бардачке лежит карта с подробным маршрутом, а в каждом новом городе тебя уже встречает гид). Так ездят, например, по замкам Баварии: в каждом из замков останавливаются на ночлег. В Кении страшной популярностью пользуется отель "пять звезд", расположившийся на ветвях деревьев...
Дом в Майами
НО И БОГАТЫЙ клиент порой хочет не то чтобы сэкономить, но как-то упорядочить свой отдых. Поэтому с 1992 года наши скупают и берут в долгосрочную аренду земельные участки и недвижимость в Испании, Греции, на Мальте, в Португалии, на Кипре, во Франции, Германии, Великобритании, ЮАР, Канаде и, разумеется, США. После того как на испанском побережье появились русские вывески "Обмен валюты", элита переметнулась в американскую Флориду.
По слухам, Майами теперь стали вторым домом - в прямом и переносном смысле - для Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова, Валерия Леонтьева, Игоря Крутого, Наташи Королевой и Игоря Николаева. Правда, выяснилось, что, купив там дома и квартиры, наши звезды довольно прилично переплатили (речь идет о суммах от 300 тысяч долларов). Да и аренда вместе со всеми налогами и коммунальными платежами тянет на тысячи долларов. Поэтому многие из них немедленно закладывают свои виллы в ипотечные банки, получают кредиты - 50-60% от стоимости недвижимости под 14% годовых.
Но даже сам тур и белоснежная вилла на берегу Средиземного моря или Атлантического океана - это еще не все. "Крутым" надо оснаститься крутыми "сопутствующими товарами" для летних каникул. Рассчитывать придется примерно на следующее: женский купальник от "Ферре" - 800 долл., мужские плавки от фирмы попроще, например "Библос", - 200 долл. Купальное полотенце от "Версаче" - 170 долл., "приличные" итальянские босоножки и сандалии - 150-200 долл. Летние костюмчики от "Москино" - от 300 долл. Очки фирм класса "Ив Сен-Лоран" - 200 долл., чемоданы-кофры "Делси" - 230-250 долл., крем для загара "Эсте Лаудер" - 25 - 35 долл. То есть по минимуму получается около двух тысяч долларов на человека. Дороговато? Да разве в деньгах счастье, когда хочется отдохнуть, как белому человеку?