РЕШЕНИЕ Госдумы голосовать открыто, а не тайно за отстранение Б. Ельцина от власти предрешает положительный результат голосования за импичмент президента. Однако, зная характер Б. Ельцина, можно вполне ожидать, что, вернувшись из округов после майских праздников, депутаты найдут Госдуму закрытой на ключ и прибитый к двери указ президента о роспуске нижней палаты.
ВОЗМОЖНЫ два сценария действий Кремля. Жесткий вариант предполагает обнародование в период между 10 и 13 мая указа об отставке правительства, а следом за ним - указов о роспуске Госдумы, запрете КПРФ и отмене выборов по партийным спискам. Названная дата выбрана не случайно - к этому времени уже закончатся традиционные майские митинги и демонстрации, а депутаты еще не успеют собраться на сессию из округов.
Более мягкий вариант заключается в увольнении из правительства вице-премьеров Юрия Маслюкова и Геннадия Кулика, чтобы тем самым заставить премьер-министра в знак протеста подать в отставку. Как известно, Е. Примаков неоднократно заявлял об этом.
Правда, у такого сценария есть слабое место - по Конституции президент не может отправить в отставку члена правительства без письменного представления самого премьера. Если подобный указ все же выйдет, Е. Примаков вполне может заявить, что своего представления на увольнение Ю. Маслюкова и Г. Кулика он президенту не направлял и потому вице-премьеры могут продолжать исполнять свои обязанности. В результате оконфузившейся администрации придется возвращаться к жесткому варианту.
Реальность подобных планов доказывают не только недавние утверждения высокопоставленного представителя администрации президента о готовности Б. Ельцина "к активным и предельно жестким действиям", но и крайняя тупиковость ситуации, в которую загнали себя все ее участники.
С одной стороны, оппозиция сожгла за собой все мосты, объявив, что процедура голосования за импичмент будет проводиться именными бюллетенями - открыто и гласно.
С другой стороны, ходят упорные слухи, что указ об отставке Е. Примакова тоже давно подписан. Знающие люди говорят, что президент всегда утверждает жесткие решения заранее - чтобы в ответственный момент не мучиться сомнениями. Вдобавок подпись на указе - самый лучший аргумент в разговорах с силовиками. Возможно, боязнь готовить подобные указы стала причиной недавней отставки главного кремлевского юриста Руслана Орехова.
КАК ни странно, отставка правительства и последующий политический хаос в стране выгодны не только оппозиции, но и в еще большей степени ее идейным противникам.
Во-первых, это Борис Березовский, Александр Смоленский и их "товарищ по несчастью" - управляющий делами президента Павел Бородин, которые сегодня держат круговую оборону против следователей Генпрокуратуры. Во-вторых, это увязшие в балканской войне Соединенные Штаты, которые крайне заинтересованы в отвлечении внимания России на внутриполитический кризис. Судя по всему, в случае реализации в стране "жесткого сценария" все они готовы оказывать необходимую финансовую и информационную поддержку новому либеральному правительству.
Есть ли шанс избежать тяжелой политической дестабилизации? Единственный выход - не допустить импичмента.
Наилучшим решением было бы возвращение к идее политического согласия в варианте, предложенном в конце декабря прошлого года премьером Е. Примаковым, и подписание соответствующего пакета документов.
Если же амбиции политиков сделают невозможным достижение согласия и поставят ситуацию на грань катастрофы, выходом могла бы стать добровольная отставка президента, как это, например, случилось в прошлом году в Армении. Тогда под давлением силовиков президент Левон Тер-Петросян легитимно ушел в отставку, получив перед этим твердые гарантии безопасности для себя и для всех своих близких.
Но это - крайний вариант. Его вероятность - менее 1%. Сегодня еще остается надежда, что в политиках заговорит голос разума и жаркая весна 1999-го не обернется холодной осенью 1993-го.