Примерное время чтения: 5 минут
113

Выборы: большая игра

ЕЩЕ полгода назад не могло появиться даже тени сомнения в том, что В. Путин легко переизберется президентом и на второй срок. Сегодня ситуация уже не выглядит такой безоблачной. Нет, с рейтингами у действующего президента все благополучно. Но аналитики обратили внимание на многозначительные политические нюансы.

Кто завоюет Москву?

М. КАСЬЯНОВ из "технического" премьера незаметно превратился в крупную политическую фигуру. Он вступает в публичную полемику с президентом по экономическим вопросам. Не спешит выполнять кадровые и финансовые поручения В. Путина. По весьма острым вопросам (многомиллионный военный заказ питерскому предприятию "Северная верфь", реформа МПС и РАО "ЕЭС России", приватизация "Славнефти" и другие) добивается своего, порой вынуждая президента менять принятые решения.

Складывается впечатление, что старая ельцинская гвардия сохранила и даже приумножила финансово-экономическое могущество и контроль за "силовыми" ведомствами в экономическом блоке правительства (ГТК). Она демонстрирует В. Путину, что вопрос о его поддержке на следующих президентских выборах пока еще остается открытым. Мол, есть и другие кандидатуры. И не только из правительства...

В прошлом году В. Путин, видимо, не на шутку испугал "семью" возможностью напрямую апеллировать к народу, опереться на армию и спецслужбы, заменить руководство правительства и администрации президента. В результате был задуман и уже частично реализован проект создания "сдержек и противовесов" президенту. Помимо упомянутых финансово-экономических и кадровых демонстраций силы, похоже, реализуется еще один сценарий.

Планомерно дробится политический центр. Кроме "Единой России" здесь культивируются "Народный депутат", партии Г. Селезнева, С. Миронова, М. Прусака, многочисленные социал-демократы и т. д. КПРФ в это время очищается от "скверны оппортунизма и соглашательства с режимом". Для управления непримиримой оппозицией активизируется Народно-патриотический союз России. В результате на декабрьских 2003 года выборах наибольшее число голосов, скорее всего, получат левые. Ну чем не славная модель: праволиберального президента уравновешивает левая Дума?

Едва ли не впервые вступили в открытую борьбу между собой фигуры из ближайшего окружения В. Путина. В центре последнего скандала - "Славнефть". Что бы кто ни говорил, все это демонстрация слабости, а не силы президента. Сразу вспоминаются публичные разборки министра обороны и начальника Генштаба, премьера и экономического советника президента, конфликт МВД и Минобороны с Совбезом.

Впрочем, политтехнологические построения, серьезные столкновения интересов и обыкновенные интриги, скорее всего, "рассосутся". Их участники в конце концов могут договориться между собой. Однако есть еще одно препятствие на пути ко второму президентству В. Путина.

Шанс стать следующим руководителем России появится у того, кто оседлает волну русского национал-патриотизма. Действующему президенту, открыто проводящему курс западного образца, сделать такой маневр будет крайне сложно.

Губернаторы гнут свою линию

В РЕЗУЛЬТАТЕ многоходовой комбинации Центр вытеснил губернаторов и президентов на политическую периферию. Сначала субъекты Федерации были включены в федеральные округа. Затем у них была отобрана значительная часть финансовых ресурсов. Вслед за этим был принят закон, запрещающий местным руководителям избираться в третий раз. Еще одним законом ликвидировали региональные партии и движения. Наконец, недавно парламент внес новшество, согласно которому 50% мест в законодательных собраниях субъектов Федерации будут замещаться по партийным спискам. То есть по спискам московских партий.

Осталось лишь отменить сами выборы и перейти к назначению губернаторов указами президента. Или, укрупнив регионы до двух десятков, "закрыть" Федерацию и перейти к простому административному управлению территориями в унитарном государстве. Правда, два последних шага потребуют пересмотра Конституции.

Вместе с тем загнанная в угол региональная элита сама может перейти в контратаку. В запасе у нее несколько вариантов. Один из них - поддержка КПРФ на выборах в Госдуму. Другой - замена в своих регионах президентско-губернаторского устройства власти на "парламентскую" модель. В исполнении нынешних политиков это означает возврат к "советам" и "исполкомам". Наконец, наиболее дальновидные и осторожные региональные руководители могут сделать вид, что приняли кремлевские правила игры, и попытаются возглавить процесс реформ в своих регионах. Одновременно они перейдут к активным действиям на федеральном уровне. М. Шаймиев и Ю. Лужков уже пошли этим путем, да и новые партийные проекты, осуществляемые в стенах Совета Федерации (типа "партии хорошей жизни"), могут оказаться воплощением именно таких усилий. Вполне закономерно следует ожидать активизации попыток перейти и к прямому избранию членов Совета Федерации - по два от каждого субъекта Федерации. Так верхняя палата уйдет из-под прямого влияния Кремля.

О том, что есть еще порох в региональных пороховницах, свидетельствует фактический провал в Конституционном суде запрета некоторым губернаторам избираться на третий срок. После активных (хотя и не публичных) усилий таких тяжеловесов, как мэр Москвы Ю. Лужков, губернатор Свердловской области Э. Россель, президент Башкирии М. Рахимов и "примкнувший" к ним новгородский губернатор М. Прусак, Кремль вынужден был не обострять ситуацию и дал понять Конституционному суду, что не против смягчения своей позиции.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно