Кому из нас не хотелось бы узнать, как на самом деле составляется телепрограмма? Сделать это было невозможно вплоть до 4-летнего юбилея ОРТ, пока размягченный от поздравлений Первый канал не запустил-таки в свои "теленедра" журналиста. Впервые в истории на закрытой "программной" планерке ОРТ побывал корреспондент "АиФ". Программа на 12 - 18 апреля делалась так...
Телекухня
...ГЕНЕРАЛЬНЫЙ продюсер Константин Эрнст, весь в черном, чуть ли не из коридора: "В понедельник, 12-го, "Женские истории" с женой Гагарина и "Секретный отчет 13 апреля 1961 года" нужно объединить под общей шапкой! Голос из зала: "Может быть, "Взгляд" тоже к Дню космонавтики приурочить?" Эрнст, встряхнув копной волос: "Будет перебор!" И сразу:
- Тут у нас с 12 по 15 апреля 4 серии "Жди и помни меня" к юбилею Пугачевой. Так четвертая серия, которая пойдет непосредственно в день рождения, в четверг, называется по-другому: "Алла Пугачева. Новейшая история". (Это абсолютно новый фильм Романа Родина, результат "наблюдений за певицей" в течение 3 лет. Тех лет, когда Пугачева заявила о своем уходе со сцены, поэтому и съемки в основном немузыкальные: в семье, с внуком, "обувная" поездка в Италию, отдых в Израиле. В фильм войдут кадры, которые именинница сняла сама, и поздравления Жванецкого, Гурченко, Хазанова, Галины Волчек... )
Снова Эрнст:
- В четверг снимаем из сетки "Угадайку" (жарг. "Угадай мелодию"). Четыре дня подряд - невозможно! Что на замену? Необязательно что-нибудь суперзабойное, ведь уже есть Пугачева...
Отзывается Сергей Супонев, директор детских программ:
- В четверг опасно менять привычную программу, лучше в среду. Среда - всегда дохлый номер, только "Человек и закон" стабильно смотрят!
Эрнст зловеще:
- Опять появились в сетке невразумительные мультфильмы! И, кстати, что за название у программы Рязанова "Марк Галлай - русский Экзюпери"? Он после такого названия должен как минимум не вернуться на аэродром!..
- Так было ж еще хуже - "Единица порядочности - один Галлай"...
Откуда-то слева говорят о том, что Юлий Гусман сейчас в Америке, снимает подводки к "Теме". Откуда-то справа, что "наш вертолет, наш рукомах" Валдис Пельш "по бедности за городом деньги зарабатывает, даже на съемки "Поля чудес" с двойниками не пришел..."
- Продолжаем. Все еще четверг, 15-е. "В поисках утраченного" - Марк Бернес. Мне не очень нравится сочетание Бернеса с Пугачевой, нужно развести, отодвинуть Бернеса к майским праздникам. Поставьте, ну... Пельтцер.
- А может, Шульженко?
- Побойтесь Бога, в один день с Пугачевой?
Еще в пятницу, 16-го, не будет "Женских историй" Оксаны Пушкиной - не успевают снимать в "таком диком темпе". И 16-го же не покажут запланированную комедию с Гвинет Пэлтроу "Чужие похороны". Потому что этот фильм не подходит "для завершения пятницы".
- У нас стало довольно много футбола, так давайте его и анонсировать ярче. Есть идея отыграть несколько матчей на образе популярного комментатора Виктора Гусева. Например, он в воротах ловит мяч...
- Мы уже делали с Владимиром Перетуриным!
Эрнст, не замечая ничего:
- Пусть Гусев ловит мяч... Или лучше - забивает в ворота!.. И вообще, нужно будет воскресные "Новости культуры" поменять с субботними "Новостями спорта".
Генеральный продюсер хмурит брови и вносит очередные поправки в программу: "Зачем нужно писать СИЛЬНЕЙШИЙ боевик? Это перебор! Или вот тут у нас - фильм АНДРОНА Кончаловского! По паспорту он - Андрей Сергеевич..." "Золотое правило" ОРТ - не анонсировать в программе фильмы, используя малоизвестные имена. Если, например, в фильме снялись Софи Лорен и какой-нибудь многообещающий молодой актер, оставляют в анонсе
Лорен.
Казалось бы, телепрограмма делается тщательнее, чем операция на сетчатке глаза. Тем не менее совсем недавно фильм "Смерть и девушка" показали с интервалом в несколько дней по всем каналам, а "Ирония судьбы" под Новый год вообще идет по всем кнопкам практически одновременно...
Два фильма в неделю
ТАК получается оттого, что о кинопоказе конкурентов телевизионщики зачастую сами узнают... из уже напечатанной телепрограммы, когда договариваться об отмене или замене одинаковых фильмов уже поздно. У одного фильма бывает 4 разных владельца.
В итоге дирекции кинопоказов регулярно конфликтуют, судятся, а телезрители не менее регулярно матерятся. Впрочем, в ближайшем будущем поводов для недовольства из-за "пересечения" фильмов у нас с вами будет меньше. Потому что кинопоказ значительно сократится. Остались в прошлом истории о том, как ТВ Центр за одноразовый показ "Английского пациента" выложил круглую сумму, а пакеты из голливудских новинок с 60%-ной нагрузкой за миллионы долларов (!) уже не расхватываются российскими телеканалами, как бесплатные презервативы. Контракты на показ и наших, и иностранных фильмов стремительно истекают, а на заключение новых нет средств. Так что, как сказал один известный телепродюсер, "наша телепрограмма скоро начнет напоминать западную. Они больше двух крепких фильмов в неделю не показывают. А наших зрителей мы разбаловали!"