ПЯТЬ вечеров подряд (с 23 по 27 февраля) ОРТ демонстрировало очередную песенную вакханалию - фестиваль "Сан-Ремо - 99". Когда-то для отечественного зрителя это сладкоголосое зрелище было сродни вкуснейшему заморскому десерту на постном телевизионном застолье, где подавались только несвежие "голубые огоньки" и непропеченные "утренние почты". Нынешний, 49-й по счету, фестиваль итальянцы изо всех сил тужились превратить в демократическое музыкальное угощение "для всех", пригласив массу знаменитостей из разных сфер.
КИСЛЫЙ КОНФЕРАНС (МИНУС)
ПО ЗАДУМКЕ устроителей, некоторую фривольность и динамизм в церемонию должен был внести необычный набор ведущих. Однако незнакомая широкому зрителю телезвезда Фабио Фацио, ассистировавший ему профессор онкологии Ренато Дульбеко (кстати, нобелевский лауреат) и "украшение стола" французская топ-модель Летиция Каста вели себя на сцене театра "Аристон" как лебедь, рак и щука. Фацио смущался и краснел, словно школьник, когда на сцену выплывала очаровательная пустышка Каста. Прикладывался губами к ее щечкам и ручкам, вел пресные диалоги и неловко шутил. По реакции зала можно было понять, что юмора и смекалки итальянцу явно не хватало. Своей "серьезностью" он перещеголял даже официозного напарника Ангелины Вовк по "Песне года" Евгения Меньшова.
Француженка Каста, наспех выучившая итальянский, понимала из произносимых на сцене речей, дай Бог, третью часть. А говорили на фестивале больше, чем пели. Чего стоят одни пространные рассуждения моложавого старичка Дульбеко, в которые он пускался всякий раз, как выходил на сцену. "Подумайте только, - обращался к зрителям 85-летний ученый, - раньше я занимался только раковыми клетками, которые постоянно борются со здоровыми, а сейчас я увидел, как борются между собой исполнители песен... Я открыл для себя новый мир, потому что непосредственно участвовал в фестивале". Профессорские премудрости не скрашивали даже пародии, во время которых камеры, направленные в зал, выхватывали лишь кислые физиономии зрителей. Российским зрителям было тем более не смешно, так как объекты пародий в большинстве своем были знакомы лишь жителям Италии.
ПЕСНИ-СПАГЕТТИ (МИНУС)
ОСНОВУ фестиваля Сан-Ремо составляет вокальное соревнование в двух категориях - "новички" и "чемпионы". Для первых участие в данном мероприятии - возможность заявить о себе миру, получить промоушн, для вторых - попытка "удержаться в седле" и лишний раз напомнить о своем существовании. Надо заметить, что, в отличие от наших матерых поп-звезд, итальянские начисто лишены "звездной спеси" и не стесняются наряду с молодыми мериться вокальными силами. Поэтому никто не топал ножкой и не возмущался по поводу того, что звезда восьмидесятых 55-летний "чемпион" Альбано Карризи занял далеко не призовое шестое место. О возможности проведения подобного фестиваля в России и речи быть не может. Менталитет не тот. Иначе представьте, сколько будет шуму, если, допустим, Машу Распутину обойдет Ирина Аллегрова или наоборот. Или какую обиду затаит на членов жюри депутат Иосиф Кобзон, если первое место вдруг займет не он, а Валерий Меладзе? Именитая экс-солистка группы "Матиа Базар" Антонелла Руджеро была фавориткой фестиваля, однако заняла всего лишь второе место, но ее это тоже не смутило. По крайней мере так показалось.
Победителей определяло жюри профессионалов (во главе которого в этот раз был композитор Энио Морриконе, а почетным членом - испанский тенор Хосе Каррерас). По телефону свои голоса отдают также и телезрители, как в отечественном "Музыкальном ринге". Жесткие правила фестиваля диктуют, чтобы каждый участник представил вживую (под оркестр) абсолютно новую песню, до этого нигде не звучавшую. Этим в первую очередь и объясняется небывалый интерес зрителей, ждущих от исполнителей неожиданных и ярких премьер (кстати, несмотря на дороговизну билетов, от 200 до 300 долларов, а в последний день до 1000 "зеленых", зал был заполнен до отказа).
Однако ни одного потенциального хита мирового уровня, ни мало-мальски запоминающейся мелодии на фестивале так и не прозвучало. Все песни были похожи друг на друга, как знаменитые итальянские спагетти. О текстовом наполнении музыкальных творений, представленных за эти пять вечеров, можно судить уже по названиям: "Я тебя люблю", "Я тебя люблю, как странно", "Я тебя не забуду", "Чувствую, что я тебя люблю", "Зимний поцелуй", "Прекрасный день", "Такова жизнь", "Все еще в полете", "Деревья", "Воздух" и т. д. Понятно, что петь "о чувствах" - это коренные традиции Сан-Ремо. Но неужели все должно сводиться к примитивной любовной лирике? Если бы не итальянский язык, можно было бы подумать, что зрителю показывают очередные "творческие" вечера Игоря Крутого.
Само исполнение тоже оставляло желать лучшего. Почти все итальянцы начали модно "хрипеть", что еще больше усугубляло картину. "Какие впечатления ты увезешь с собой во Францию?" - спросил Фабио Летицию. "Песни," - последовал ответ. "Которые исполнили итальянские певцы?" - наивно уточнил ведущий. "Нет, свои, исполненные на сцене театра Аристон", - не смущаясь, ответила француженка. А между прочим, нахальная девушка из Франции поет гораздо хуже любого нашего "кавээнщика".
ИМЕНИТЫЕ ГОСТИ (ПЛЮС)
ПОЭТОМУ если бы не иностранные гости (а их было более чем достаточно), то фестиваль вообще превратился бы в локальное мероприятие. Безусловно, на фоне бледных "живых" потуг итальянцев с невнятными песнями "фанерные" мировые хиты мегазвезд Шер, Ленни Кравитца, Рики Мартина, Аланис Мориссетт, Мэрайи Кэри и других звучали вызывающе зажигательно и профессионально. На их выступлениях публика в зале оживлялась, прекращая разговоры по мобильным телефонам, и бурно аплодировала. С огромным энтузиазмом было воспринято выступление нашего соотечественника Михаила Горбачева, передававшего пламенный "привет из России настоящим итальянским друзьям".
Экс-президента СССР подали итальянской публике как некую диковинную штуковину в одной упряжке с игроком национальной сборной по футболу Алессандро Дель Пьеро, актером Роджером Муром и младшим братом Билла Клинтона Роджером. Достойная компания для отца российской перестройки и гласности. Впрочем, Михаил Сергеевич не подкачал - речь толкнул пафосную. Публика в зале аж встала.
СТИЛЬНАЯ УПАКОВКА (ПЛЮС)
В ЧЕМ итальянцы не ударили лицом в грязь, так это в стильной праздничной упаковке шоу. На самой сцене не было ни бьющего в глаза псевдоразмаха а-ля Борис Краснов, ни дешевой балаганной пиротехники. Все было по-европейски строго и целомудренно, в сине-фиолетовых тонах. Не говоря уже о нарядах. Одна Летиция Каста продемонстрировала на сцене 15 вечерних туалетов от Ива Сен-Лорана. Да и итальянские исполнители были одеты так, что на их фоне некоторые гости из той же Америки смотрелись как чернорабочие. Я уже молчу про наших звезд, предпочитающих пестрый стиль, получивший емкое определение "рашн-деревяшн". Работе визажистов также могут позавидовать все наши доморощенные "маляры", окончательно превращающие артистов в разноцветных цирковых попугаев. Кстати, возможно, что первое место в этом году итальянка Анна Окса получила еще и за свой оригинальный сценический имидж. Слегка вычурно, но не так пошло, как у Марии Распутиной, и не так вульгарно, как у Наташи Королевой. И все-таки как бы мы ни ругали отечественную эстраду, на фоне участников "Сан-Ремо - 99" она в большинстве своем голосистее и музыкальнее. Хорошо продуманная обертка фестиваля, видимо, и должна была скрыть глубокий кризис итальянской эстрадной песни.
P. S. Автор благодарит сотрудников радио "101" (информационного спонсора телетрансляции фестиваля "Сан-Ремо - 99") Юрия Костина и Валерия Короткова за помощь в подготовке материала.