МАЛО кто знает, что следить за законностью круговорота валюты в России обязана Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК). С приходом Евгения Примакова на пост премьер-министра ее возглавил бывший председатель Торгово-промышленной палаты СССР Владислав МАЛЬКЕВИЧ. Свое первое интервью новый руководитель ВЭК дал еженедельнику "Аргументы и факты".
В РОССИИ зарегистрировано 670 тысяч фирм, получивших право выхода на внешний рынок, и наша задача состоит в том, чтобы заставить их соблюдать законодательство и возвращать полученные от экспорта доллары обратно в страну. Пять лет назад, когда решение о создании ВЭК было только принято, невозврат валюты составлял до 70% всей экспортной выручки. В 1998 г. не более 5%. И это при суммарном объеме экспорта примерно в 60 млрд. долл.
КРИЗИС
САМЫМ негативным образом на валютно-финансовую сферу повлиял осенний кризис 1998 г. Общую сумму потерь невозможно даже подсчитать. Можно говорить только о тех, что мы доподлинно знаем. Так вот, за неделю до кризиса и за неделю после из России ушло примерно 1,5 - 1,6 млрд. долл.
Борьба с вывозом капиталов за границу, законным и незаконным, всегда напоминала игру в кошки-мышки. Мы закрываем одну лазейку - современные "Остапы Бендеры" отыскивают новые. Тем не менее перекрыть мощный отток валюты за рубеж возможно.
Сейчас нас больше всего волнует импорт услуг. Под этой маркой из России вывозятся сотни миллионов долларов. Известен, например, случай, когда за никому не ведомые маркетинговые услуги одно московское предприятие перечислило за рубеж 30 млн. долл. Совместно с Центробанком мы разрабатываем предложения, как ввести на этом рынке валютный контроль, такой же, как и над экспортно-импортными операциями.
"ГРЯЗНЫЕ" ДЕНЬГИ В "ЧЕРНОМ" ОФФШОРЕ
САМУЮ большую головную боль вызывает у нас перевод денег в так называемые оффшоры - зоны безналогового и беспошлинного "рая".
Юридическое или физическое лицо, заинтересованное в вывозе капитала, отмывании "грязных" денег, регистрирует банк в "черном" оффшоре, где практически нет никакого контроля. Далее в одном из российских банков открывается корреспондентский счет оффшорного, после чего на этот счет в неограниченных количествах, наличными или безналичными, перечисляется рублевая масса, конвертируется и переправляется в оффшорный банк.
Криминальные структуры очень часто вывозят капитал через липовые фирмы-однодневки, для регистрации которых используются утерянные, украденные паспорта, паспорта умерших или купленные у бомжей. Согласно нынешнему российскому законодательству, гражданину, желающему открыть фирму, не нужно даже являться самому. Все необходимые документы он может отправить по почте, чем и пользуются криминальные элементы. По подсчетам правоохранительных органов, только в Москве таких фирм-однодневок открыто около 12 тыс.
Еще один вариант аферы с целью получить валютный кредит за рубежом и оставить его там же строится на гарантиях субъектов Федерации. Администрация области или республики предоставляет гарантии какой-то организации при получении кредита от иностранного партнера. Они могут быть обеспечены, например, ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, или просто гарантийными письмами под освоение недр, строительство предприятия и проч. Эти ценные бумаги вывозятся без каких-либо разрешений за рубеж и там используются для получения под них крупных денежных средств, которые до регионов не доходят, а оседают за рубежом на счетах коррумпированных губернских чиновников и нечистых на руку коммерсантов.
Рекорд поставила малонаселенная, но богатая природными ресурсами Хакасия, которая в период с 1994 по 1996 г. выпустила и разместила за границей ценные бумаги на сумму в 6 млрд. 520 млн. долл. Векселя, номинированные в 100 млн. долл. каждый, продавались американским, австрийским и другим иностранным фирмам по цене в 5,5 млн. долл., а ведь когда подходит срок погашения, платить полагается по номиналу. Поскольку большинство таких "бумажек" выпущено абсолютно незаконно, часто они даже не зарегистрированы в Минфине, можно сказать сразу, что Правительство РФ платить по таким липовым обязательствам не будет.
И тем не менее, когда подойдет срок их погашения, предстоят длительные разбирательства. По нашим сведениям, срок погашения многих ценных бумаг, выпущенных в последнее время рядом субъектов Федерации, наступит где-то через 6-8 месяцев, и, если не принять срочные меры, в мае - июне следующего года нас может ожидать еще один "черный вторник".
Кстати, законодательство других стран реагирует на утечки валюты, как правило, очень строго. В Китае, например, за незаконный вывоз валюты полагается чуть ли не смертная казнь. У нас же за невозврат капитала из-за границы полагается до трех лет лишения свободы и даже без конфискации имущества.
КАК БЫТЬ
МЫ выступаем за то, чтобы в кризисный период запретить открытие каких-либо российских предприятий в оффшорных зонах. Следующим этапом должно стать ужесточение отношений с оффшорными банками. Совместно с ЦБ мы предлагаем запретить открытие корреспондентских счетов банков из тех стран, с которыми у нас нет соглашений по надзору за банковской деятельностью. Так, кстати, поступают во всех европейских странах.
Сейчас, благодаря жесткому валютному контролю, долларовые операции внутри страны между резидентами сокращены, но не исключены полностью. Искоренить их и одновременно укрепить рубль можно, только полностью убрав доллар из расчетов внутри страны. В настоящее время готовится новая редакция закона о валютном регулировании и валютном контроле, в которой предусматривается фактически полное запрещение расчетов в инвалюте на территории РФ.
Валюта останется средством сбережения доходов граждан и стабилизационным фондом предприятий. Что касается нашей национальной валюты - рубля, то очень скоро и он попадет под валютный контроль точно так же, как и иностранная, и будет подчиняться тем же правилам ввоза и вывоза.