- Прикинь, какая засада. У нас зачет первого января.
- Во сколько?
- В час.
- Ха, у пятой группы вон в десять утра зачет. Вот это стопудово засада!
НЕДЮЖИННУЮ (так и скажем - стопудовую!) проблему поднимает подслушанный в метро разговор двух студентов. Назначить зачет на первое похмельное утро нового года - верный способ отбить у человека всякое желание к нему готовиться.
Конечно, многие просто-напросто "забивают". Одни - в надежде на извечное русское авось, другие - уповая на то, что "препод, он тоже человек". Хорошо, если экзаменатор, подобно Олегу Басилашвили в рекламном ролике, за бутылку пивка вам пятерочку презентует. Но ведь и по-другому бывает. Так что лучше все-таки готовиться.
Ожидание экзамена - это всегда стресс, вызывающий чувство тревоги. Независимо от того, насколько хорошо вы знаете предмет.
Марина БОРИСОВА, научный сотрудник лаборатории "Личность и стресс" факультета психологии МГУ, считает, что многим для нормальной работы просто необходим определенный уровень напряжения. Чтобы начать готовиться к экзамену, им надо довести
себя до последней черты. Как говорится, пока жареный петух не клюнет... В этой ситуации они лучше запоминают и соображают.
- С другой стороны, праздники - это тоже стресс, - говорит Борисова. - Перед ними, как правило, происходит большое количество семейных ссор. Тем более - перед новогодними праздниками, которые для многих из нас с детства являются самыми важными.
Получается, что один стресс накладывается на другой. Человек, как буриданов осел, разрывается между двумя полюсами: надо бы и повеселиться, и к экзамену подготовиться. На самом деле временно переключиться с работы на веселье - это лучший способ отдыха. В данной ситуации все зависит от того, насколько хорошо вы можете управлять собой и своими эмоциями.
КАК увеличить объем запоминаемого материала, если время подготовки к экзамену ограничено? Психологи дают такие советы.
Во-первых, в любом предмете есть некая суть, стержень. Вполне достаточно знать только ее. Все остальное - детали, ответвления и прочее - наращивается потом. Обычно студенты детально прорабатывают первый билет, второй и т. д. Этот способ неверный, ведь билеты зачастую никак друг с другом не связаны.
Второй момент. Важно не просто механически зубрить предмет, а уметь видеть его, строить причинно-следственные отношения. Это уже определенный стиль мышления, которому надо учиться.
В-третьих, замечено, что если ситуация с экзаменом для вас определена (то есть вы имеете представление о том, как он будет проходить), ваша тревога значительно снизится. И наконец, не забывайте, что оптимальный способ запомнить материал - одновременно читать его и записывать какие-то основные положения. Это всегда помогает.