154

Чем пахнут газеты

СУЩЕСТВУЮТ самоокупаемые газеты и журналы, которые финансируются своим читателем через подписку и рекламу. А есть такие издания, которые не окупаются, но все равно выходят - они живут за счет внешних "вливаний", то есть содержатся спонсором. Фактически они являются не средством массовой информации, а скорее средством массовой пропаганды. Может быть, они и юридически должны иметь другой статус - как заказные материалы в газетах должны публиковаться

с пометкой: "На правах рекламы", так и такие газеты могли бы выходить с пометкой типа: "Рекламно-информационное издание банка такого-то" или "Орган корпорации такой-то". Ведь раньше газеты по крайней мере не врали, сообщая читателям открыто - "Орган ЦК КПСС", "Орган ВЦСПС"...

КТО РЕАЛЬНЫЙ ХОЗЯИН

СЕЙЧАС закон требует только указания учредителя, а это может быть что угодно - какой-нибудь "Вымпел", "Искра", "Натали", ничего не говорящие о принадлежности издания. Понять, кто на самом деле хозяин газеты, невозможно. Все знают, что та или иная газета принадлежит какомуто банкиру, но формально все чисто. Вот несколько примеров выходных данных:

"Новые Известия": учредитель - ОАО "Информационно-издательская группа "Новые Известия"; издатель - Фонд

поддержки свободы слова. "Независимая газета": учредитель - "Редакция "Независимой газеты"; издатель - ЗАО "Редакция "Независимой газеты". "Русский телеграф": учредитель - Издательство "Консерватор". "Труд": учредитель - "Автономная (!) некоммерческая (!!) организация "Редакция газеты "Труд"; издатель - не указан. "Завтра": учредитель - А. А. Худорожков; издатель - не указан.

Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ:

- СМИ живут по двум законам:

по закону о СМИ, где есть только учредитель, а владелец не предусмотрен вовсе. И по закону об акционерных обществах, где есть понятие "владелец", но нет никаких специфических определений, что такое собственность на СМИ. Ведь у нас издатель - это печатник, а в зарубежной законодательной практике - владелец или его представитель. И, как правило, это частное лицо или группа лиц-акционеров, но в любом случае - конкретные люди, а не абстракции. Нужны изменения:

в законе о СМИ - четкое определение роли издателя-владельца и его отношения с редактором, а в законе об акционерном обществе - оговорить специфику собственности на СМИ и их акционирования.

ГАЗЕТЫ-СОДЕРЖАНКИ

В КАЖДОЙ газете может быть написано, кто ее действительный владелец. Но этого мало. О том, зависит ли издание от владельца или нет, по-настоящему говорит информация об итогах хоздеятельности - окупается газета или финансируется извне.

Елена Родневская, Комитет по информационной политике и связи Госдумы:

- Еще до первого чтения законопроекта о поправках в закон о СМИ мы пытались также провести пункт об открытости счетов и баланса, но поднялась такая

мощная волна протеста, что пришлось отказаться. И все-таки это надо делать: почему на колбасу есть сертификат, и я могу знать, из какого мяса она сделана, из какой страны это мясо, а почему по газетам я не имею права знать о происхождении ее финансов и информации в ней. СМИ не должны пахнуть нефтью, газом, оружием.

Михаил Полторанин, министр печати РФ в 1990-1992 гг.:

- Информационный бизнес нельзя ставить вровень с любым другим, это особая сфера.

Хотя бы потому, что она обладает особыми правами и льготами, она должна обладать и определенными обязательствами, и одно из них - прозрачность финансов. Коммерческая тайна не может быть прикрытием для пропаганды. В конце концов это информационная безопасность страны.

Юрий Якутин, издательский дом "Экономическая газета":

- Боюсь, что формально разделить самоокупающиеся и спонсируемые издания невозможно. Ну хорошо, сделают прозрачными счета, но есть

куча способов завуалировать финансовые вливания. Сегодня это делается в виде кредита, который дается редакции, а потом списывается. Но вот, например, крупный банк дает в газету много рекламы, очень много - он ее дотирует или нет?

ВЛАДЕЛЬЦЫ ЗАВОДОВ, ГАЗЕТ, ПАРОХОДОВ

ОДНАКО не скрытость хозяина и финансов вызывает больше всего эмоций. По-настоящему волнует общественность активность пресловутых олигархов, которые скупают СМИ под себя. В принципе процесс покупки финансово-промышленными группами СМИ можно только приветствовать - это инвестиции, это возможность роста. Но у нас это не столько бизнес, сколько приобретение политического влияния, средство захвата власти и удержания ее.

Вот что отмечает социолог Елена

Конева (КОМКОН-2):

- Народ ничего не знал о банках. А сегодня каждая кухарка в курсе, какие у нас существуют банки и почему их владельцы конфликтуют между собой. Зритель и читатель подключены у нас к тому, что его, по большому счету, не касается. Это дело банков - дискутировать, правомерны ли сделки, все ли правильно и так далее. Но для того, чтобы решить свои дела, они воздействуют через общественное мнение. Информационное поле таким образом деформируется

в сторону событий, значимых для 0,0001% населения.

Я. Засурский:

- Мораль изменилась. Например, "Газпром" создает свою информационную империю. В связи с чем у нанятого для этого С. Караганова спрашивают: "А как вы будете строить империю?". И он - Караганов, интеллигентнейший человек, профессор! - спокойно рассказывает как. Дело не в том, что кто-то создает империю. Дело в том, что это уже никого не смущает. Я утрирую, но это как если бы у инженеров

военной Германии брали интервью на тему "Новые усовершенствования в газовых камерах". Никого это не смущает, это стало обыденностью. Но это НЕНОРМАЛЬНО.

Е. Родневская:

- Не надо путать западные империи с нашими. Там они выросли из самих себя. Они могут вкладывать в одно издание за счет другого, но это капитал одной отрасли. Или заемный, то есть оплаченный процентами, а потому не приводящий к зависимости. Газетный магнат Р. Мэрдок - это не банк, который

бросает нефтяные деньги на скупку СМИ. Во Франции если 25% или более акций издания продается на сторону - эта сделка должна регистрироваться в Совете по печати. В США подобные функции по регистрации или аннулированию крупных покупок и слияний выполняет Министерство юстиции.

А кто занимается этим у нас?

В. Сироженко, статс-секретарь Госкомпечати:

- У нас же есть антимонопольный закон, кстати неплохой, который мало кто знает. И есть механизм реализации

- Антимонопольный комитет, это его компетенция. Мы здесь можем только рекомендации высказывать.

МОГУТ ЛИ ГАЗЕТЫ ВООБЩЕ БЫТЬ ПРИБЫЛЬНЫМИ

НЕСОВЕРШЕНСТВО законодательства - не единственная проблема. Экономическая независимость СМИ упирается в общеэкономическую ситуацию в стране, которая не благоприятствует отрасли. Существует закон о господдержке СМИ, по которому они освобождаются от НДС (20%), налога на прибыль в федеральный бюджет (13%), от пошлины на ввоз профессионального оборудования, а плата за коммунальные услуги установлена как для бюджетных организаций. Действие закона истекает

31 декабря этого года. В Госналогслужбе ответили, что "статистики налогов по СМИ не ведется". Но дело не только в налогах.

Ю. Якутин:

- Наши бумкомбинаты - монополисты, продающие низкокачественную бумагу по мировым ценам. Российские типографии устанавливают неоправданно завышенные цены на печать - журналы уже все печатаются за границей, скоро и газеты туда перейдут. Российские СМИ тратят за границей 1,5 млрд. долл. в год на печать своих тиражей. Эти

деньги могли бы остаться и здесь, и могли бы поднять наши типографии, где сейчас дорабатывают свой ресурс машины 60-х годов. Но для этого надо проводить определенную таможенную политику. У нас же ввоз отпечатанного тиража из-за границы не облагается пошлиной, хотя мы им там оплачиваем рабочие места, а ввоз полиграфического оборудования - облагается. Но самое разорительное - это почта, не может быть, чтобы затраты на почту, на доставку превышали все

остальные затраты в два, иногда в три раза.

Александр Панкин, журналистское обозрение "Среда":

- Эта проблема во многом возникла из-за нехватки капитала - в России нет достаточных кредитных ресурсов. У нас ведь больше, чем на полгода, да и то под 50% годовых, никто денег не даст. А вложения в СМИ - это долгосрочные вложения, результат не появляется быстро. И пока у нас не будет длинных и недорогих денег - скупка газет корпорациями неизбежна, как бы

нам этого не хотелось.

Невеселый итог подводит председатель Союза журналистов России В. Богданов:

- Самостоятельность СМИ стала такой редкостью, что Союз журналистов даже ввел новую номинацию - "За независимость". В Москве эту премию получили "АиФ", "МК", "Совершенно секретно", "Экономика и жизнь". В регионах - "Челябинский рабочий", "Северная неделя" в Архангельске, "Корпорация Федорова" в Самаре. По нашим данным, окупаются лишь 200 из 3000 существующих

газет.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно