Герр Рсбель, вы недавно стали главным редактором. Однако вы наверняка знаете, что 20 лет назад журналисты "Бильда" шли на что угодно, лишь бы выдумать тему номера. Об этом писал еще Гюнтер Вальраф. Изменилась ли ситуация с тех пор?
- Вальраф - действительно черная глава в истории нашей газеты. Он проник к нам незаконно под псевдонимом Ханс Эссер, втерся в доверие, а затем в своей газете "Киллит", являвшейся нашим основным конкурентом, вывел нас
на чистую воду. С той поры прошло время, мы научились на своих ошибках. Но тогда неоткуда было черпать информацию - информационные агентства только зарождались, а от трех каналов телевидения было тоже мало толку. Все говорили и писали об одном и том же. Скука. Наверное, от этой безысходности журналисты тогдашнего "Бильда" и под машины бросались, и что-то присочиняли.
- Неужели сейчас с вами не судятся?
- Безусловно, не без этого. У нас огромный штат
юристов, и суды проходят по нашим публикациям с завидной регулярностью. Здесь опять же огромную роль играет фактор рубежа. Где заканчивается вседозволенность прессы - в служебном кабинете или в постели чиновника? Я не стану трубить на всю страну, когда узнаю, что у известного политика, помимо жены, есть любовница и совместный ребенок. Или когда тот же политик шляется по борделям и притонам в Париже. Это его личное дело. Однако если узнаю, что женатый
член партии ХДС вынуждает свою любовницу сделать аборт, в то время как вся его предвыборная кампания строилась на резких высказываниях за усиление мер против абортов, я не выдержу. И скажу: "Попался, дружок!" То же самое и с Клинтоном. Миру было по большому счету наплевать, изменяет ли Билл своей Хиллари или нет. Но так как он встречался со своей любовницей не где-нибудь, а на рабочем месте, в Белом доме, об этом должна была узнать широкая общественность.
Ведь он народный избранник.
- Вы много пишете о российской политике. Насколько сильно немцев интересуют проблемы России?
- Среднестатистический немец до сих пор боится, что Россия выкинет что-нибудь негативное по отношению к Германии. К тому же немцы чувствуют себя попрежнему глубоко зависимыми от России. От того, как будет в дальнейшем развиваться экономика России, зависит и благополучие немцев. Россия ведь намного ближе расположена к нам, чем Япония.
Один из моих политических комментаторов недавно написал, что "умом Россию не понять, в Россию можно только верить". По-моему, это строчка одного из ваших классиков. Мне она пришлась по душе.
- Почему "Бильд" уделяет столько места эротике?
- А что? Девушки, которых мы помещаем на первую обложку, практически всегда отличаются прекрасными физическими данными, у них красивые грудь, лицо, волосы. Читатель смотрит на них, и у него душа радуется. Это такой
маленький десерт, бесплатная сладость. Что в этом плохого? Бывает, мы проводим конкурс среди читательниц на "самое лучшее бикини Германии". Но опять же, мы знаем, где остановиться, не переходим грань и не печатаем полностью обнаженных девушек. Все очень пристойно. Другое дело, что на рекламных полосах расположено огромное количество рекламы секс-шопов, пип-шоу, борделей и прочих увеселительных заведений. Лично мне как редактору это совсем не нравится.
- Бывает ли, что влиятельные люди пытаются лично с вами подружиться в надежде на положительные публикации о них?
- Здесь вы затронули главную тему журналистики. На мой взгляд, журналистика должна прежде всего быть независимой от кого бы то ни было и объективной. Два этих принципа составляют основу работы "Бильда". Предположим, у меня десять влиятельных друзей. А завтра одного из них уличат в грязных махинациях, связанных с отмыванием денег. Тогда
он мне позвонит и попросит плохо о нем не писать - мы же друзья. И что мне тогда делать? Контакт, конечно, необходим. Но такой, который принес бы выгоду не ему, а в первую очередь мне. То есть, когда мне потребовалась бы эксклюзивная информация из его уст, он поделился бы ею только со мной. Для того, чтобы связи с такими людьми поддерживались, мы, конечно же, сами приглашаем на ужин в редакцию или ресторан известных личностей.
- А вас лично не пытаются
задобрить ценными подарками или тем же ужином в ресторане?
- Конечно, пытаются. Но разве вам самим не показалось бы смешным, если публикацию в крупнейшей газете Германии (4,6 млн. экз. - Ред.) можно было бы себе обеспечить ужином с ее главным редактором? Это какой должен быть ужин! Я уже не говорю о том, что получаю больше любого министра, так что и в их деньгах не нуждаюсь.
- "Бильд" частенько называют "желтой" газетой...
- В этом и заключается непостижимая
тайна "Бильда". Мы смешиваем невозможное, пишем обо всем лаконично и ясно, с большими красочными иллюстрациями. Люди хотят помимо серьезной информации, еще и развлечений. Это заложено в человеческой природе. Плюс оригинальная подача информации. Можно подать новость просто, а можно сделать из нее конфетку. Поясню на примере. Пару месяцев назад в США прошла презентация новой модели автомобиля "Фольксваген". Эта машина - истинно немецкое достояние. После
Второй мировой каждый уважающий себя житель Германии являлся владельцем "Фольксвагена". Все немецкие газеты написали про это событие, мол, как замечательно, что "Фольксваген" выпустил новую модель, какая она красивая и удобная. А мы немного задумались и здесь, в Гамбурге, порассуждали: почему немецкая машина была презентована не на родине, а в США? Эта мысль и стала заголовком. А в комментарии мы задались вопросом: сколько мы будем искать американца,
который согласится представлять новую модель "Кадиллака" в Германии? Это "Бильд". Мы пишем о том, о чем мир задумается на следующий день, если задумается вообще.