Доля пожилых людей в мире с каждым годом увеличивается. А нужно ли нам долголетие? Ведь продление жизни - это продление старости, а не юности.
Лариса Рубальская, поэт: "Я не хочу пережить своих ровесников"
МНЕ нравится мое поколение, и меня мало интересует поколение, которое выбирает "пепси" и "джуси фрут без сахара". Они в свое время будут оттеснять тех, кто придет за ними.
В общем-то, мне не за что цепляться в этой жизни, кроме самой жизни. Принято считать, что поэты "боятся пережить свой талант".
Возможно, в этом что-то есть. Возможно... Каждому человеку отмерено всего, в том числе и таланта. И если талант такой сильный, то есть если гениальность расходуется большими дозами, то человеку не суждено прожить долго (я имею в виду земное существование). Наверное, Пушкин, Лермонтов, Высоцкий рано ушли из жизни, потому что их мера гениальности оказалась израсходованной. Хотя мы не можем так уж определенно утверждать, что, оставшись на земле, они
бы больше не создали ничего выдающегося.
Ну и что, что мы продлеваем не молодость, а старость! Ничего страшного. Если мы продлеваем возможность реагировать на мир, радоваться, переживать - пусть!
Пусть женщина уже не может рожать, пусть она настолько изменится внешне, что уже не хочет на себя в зеркало смотреть, - это, конечно, не норма, но, если вам ктото скажет, что человек не хочет дольше жить, - не верьте!
Конечно, когда речь идет о полной физической
немощи, когда жизнь человека становится обузой для других - лучше не надо. Я бы так не хотела. И если в таких случаях говорят об эвтаназии (добровольном умерщвлении. - Ред.) - я считаю, это правильно. В то же время мне непонятно стремление во что бы то ни стало "прожить дольше всех".
Моя жизнь имеет для меня смысл лишь до тех пор, пока живы те, кого я люблю: мой муж, мои друзья, мои ровесники. Детей у меня, к сожалению, нет, поэтому, наверное, моя
"желанная" жизнь получается несколько короче, чем у тех, кто живет еще и для детей, "ради детей"... Я не хочу пережить всех - с кем же я тогда останусь!
Одиночество страшнее, чем смерть.
Михаил Глузский, актер:
"Старость не ощущаю совсем"
В ЭТОМ году грядет мое восьмидесятилетие, но на жизнь жаловаться грешно. Я спокойно отношусь к своей старости. Просто не обращаю на нее внимания, потому что ни в чем ее не ощущаю. Хотя где-то на уровне подсознания иногда скребется, что осталось уже немного. А в общем, ощущаю всю полноту жизни. Единственно, чего не хватает моим творческим возможностям, так это удовлетворения работой. В театре в связи со смертью Марии Мироновой (мы играли вдвоем в
театре "Школа современной пьесы" спектакль "Уходил старик от старухи") сейчас у меня работы, к сожалению, стало меньше.
В кино на меня стали обращать внимание. Выдвигали на "Нику" за главную мужскую роль в фильме "Мытарь" режиссера Олега Фомина. Награду получил Машков, что, в общем, правильно, потому что роль, которую он сыграл, привлекла к себе большое внимание. Награду я не получил, но все равно сам по себе факт выдвижения очень приятен. Скоро будет
премьера фильма режиссера Сергея Тарасова под названием "Князь Юрий Долгорукий". Я играю боярина Шимона, наставника князя Юрия. При вручении приза деловых кругов за выдающийся вклад в искусство награды "Кумир" мне была вручена звезда. Это наполняет сердце гордостью.
Мы с женой по-прежнему относимся друг к другу с пониманием и интересом. Мнение моей жены о том, что я делаю, или о том, что со мной происходит, очень важно для меня. Ее авторитет для меня
незыблем. Она работает в Институте искусствознания. Большую радость доставляют дети. Я рад, что моя жизнь будет продолжаться в моих внуках. У меня два внука и две внучки. Конечно, я огорчаюсь, если у них что-то не ладится, горжусь их успехами в учебе.
Я довольно иронично отношусь к утверждению, что старость мудра. Хотя, конечно, знаю то, чего не знал в юности и зрелости. Пытался поделиться своим опытом с молодежью. Преподавал несколько лет во ВГИКе,
выпустил два курса студентов. Но слишком мало времени я имел для того, чтобы все отдавать институту: ведь еще были и театр, и киносъемки.
В общем-то, я счастливый человек, потому что выбрал именно эту актерскую профессию. А начинал с того, что занимался в художественной самодеятельности, работал электромонтером. И везет мне в старости попрежнему. Театр "Школа современной пьесы" хотел заполучить Марию Владимировну Миронову. А Мария Владимировна была
человеком очень сложным, со своеобразным характером. На роль партнера по пьесе ей предлагали несколько кандидатур, она их отвергала, пока наконец не выбрала меня. Она мне потом всегда говорила: "Это я вас выбрала", - а я ей отвечал: "Я вас тоже выбрал". Так что встреча с очень интересной актрисой, с которой я провел три года, как видите, тоже произошла у меня в прекрасном возрасте - в старости.