КЕМЕРОВСКИЙ губернатор Аман Тулеев возглавляет один из самых больших и сложных регионов России. В Кузбассе его авторитет непререкаем. Главой администрации области он был избран подавляющим большинством населения. И в масштабах России к голосу этого крупного политика внимательно прислушиваются.
- Аман Гумирович, вы - известный оппозиционер, один из лидеров Народнопатриотического союза. Почему же вы так резко разошлись с Геннадием Зюгановым по поводу
выдвижения кандидатуры Сергея Кириенко на пост председателя правительства? Вы - "за", а он - "против".
- Я работал с Кириенко и видел, что он собой представляет. Впервые мы с ним встретились, когда у нас в Кузбассе на шахте "Зыряновская" случилась трагедия. Тогда была экстремальная ситуация. Шахта горела. Взрывы не прекращались. Комиссия по расследованию причин трагедии во главе с Кириенко зашла в тупик. Один говорит, вина в случившемся лежит на самих
шахтерах, второй выдвигает другую версию, третий - третью. Чтобы разобраться, приняли решение - идти в шахту. А пожар не прекращается, запросто можно было взорваться. Кириенко мог и отсидеться. Пошел. Я за свою жизнь спускался в шахту не один раз, а он - впервые. И что меня удивило - никому не сказал об этом. Людей нужно судить по поступкам. И Кириенко, на мой взгляд, - это человек, который умеет их совершать.
- Согласитесь, личной смелости и скромности
для поста премьер-министра России все же маловато. Хватит ли у него опыта, государственной мудрости?
- Опыта у него действительно пока мало. Но ведь Сергей Владиленович не в одиночку работать будет. Если он удачно подберет себе команду, пополнит правительство опытными хозяйственниками из регионов да плюс его данные... Если не мешать, то вполне справится.
- А вы поможете? Пойдете к Кириенко в правительство, если позовет?
- Я недавно избран на пост
губернатора. За меня проголосовали 95% избирателей. С моей стороны было бы нравственной подлостью, если бы я сейчас ушел из Кузбасса. Я должен выполнить то, что обещал людям.
- Но коммунисты говорят, пока власть в Москве не сменится, на местах все равно ничего нельзя будет добиться. В Кемеровской области с вашим приходом на губернаторский пост есть хоть какие-то перемены к лучшему?
- Есть. Главное, я считаю, что мы сделали, - это вложили в сознание
людей то, что цены можно снижать. И снизили, например, на хлеб. Довольно прилично - на 200 рублей в старых деньгах. Причем из бюджета ни рубля на это не дали. Сами улучшили технологии, нашли другие резервы. Снизили цены на электроэнергию. Это тоже беспрецедентно. Сейчас у нас потребитель платит 17 новых копеек за киловатт-час.
- Кемеровская область "славится" своими преступными группировками, повышенной криминогенной обстановкой. Как сейчас обстоят
дела?
- Самая страшная, самая больная проблема Кузбасса - это коррупция. Сейчас назначен новый начальник УВД. Вместе наводим порядок. Практически 6 крупных бандформирований уже прикрыто. Мы вернули в казну часть денег из разворованных прежней администрацией. Самое главное, сделать так, чтобы воровать стало невозможно. Первый шаг, который мы сделали в этом направлении, я назвал "прозрачный бюджет". Каждый день на экране местного ТВ высвечивается: "В
областной казне сегодня 5 миллиардов. Эти деньги пошли..." И расписываем: город такой-то, район такой-то, больница такая-то... Но борьба с коррупцией, к сожалению, не совсем эффективна в Кузбассе, потому что все нити из Кемерова ведут в Москву.
- В деле Коняхина есть какие-то подвижки?
- Все материалы переданы в суд, который скоро начинается.
- Аман Гумирович, время летит быстро. У вас уже есть опыт борьбы за президентское кресло. Нет ли планов побороться
за него в 2000 году?
- Да, я в президентских гонках уже ветеран. Но кресло для меня - не самоцель. Не участвовать же в выборах ради забавы? Поэтому: поживем - увидим.