В ЕЖЕГОДНОЙ пресс-конференции с В. Путиным приняло участие больше тысячи журналистов. Свои вопросы, впрочем, даже за три с половиной часа удалось задать далеко не всем. Среди получивших в руки микрофон был и корреспондент "АиФ".
ПРЕЖДЕ чем пройти в фойе Круглого зала административного корпуса Кремля, 1132 журналистам пришлось помёрзнуть в дверях перед металлоискателями. Зато время нудного ожидания можно было отсчитывать прямо по курантам. Ровно в полдень, чтобы не срывать телевизионщикам прямой эфир, из-за ширмы на сцене появился Владимир Путин. Он пожал руку пресс-секретарю, устроился удобнее в кресле и "подогнал" под себя тонкую ножку торчащего из стола микрофона. Об одной из главных проблем страны - коррупции во власти - президент высказался ещё в начале: "Конечно, мы должны и будем усиливать различные инструменты контроля, уголовного преследования за противоправные действия. Но, кроме развития гражданского общества и свободы средств массовой информации, другого, более эффективного способа борьбы с коррупцией нет". Впрочем, вопрос остался: как президент оценивает уровень коррупции и что в том числе сам собирается предпринять, чтобы борьба с ней не напоминала нашу погоду - то лёгкая оттепель, то затяжные холода? ВОТ ЧТО В. ПУТИН ОТВЕТИЛ "АиФ":
"Я мог бы сейчас сказать что-то хлёсткое и броское, что понравилось бы людям, наверное. Но в последнее время действительно много дел по коррупции. Я считаю, что это хорошо. Посмотрите, что произошло в таможне: практически всё руководство уволено, некоторые уже сидят за решёткой, продолжаются уголовные дела. Произошли крупномасштабные увольнения в различных правоохранительных органах. Это - очищение среды, которая порождает либо защищает коррупцию.
ЧЕМ более открыта экономика, тем меньше лазеек для коррупции. И в этом направлении мы и дальше будем настойчиво действовать. Но самый большой ущерб от коррупции даже не экономический. Самый большой ущерб - морально-политический. Потому что устойчивость власти и самого государства зависит от одного важнейшего фактора - доверия людей к органам власти. А если люди видят, что она коррумпирована, то это доверие исчезает. Это самое опасное".
На какие ещё вопросы ответил Владимир Путин?
Об экономике: "Впервые в новейшей российской истории мы достигли однозначной цифры инфляции - 9%. В 1999 году, когда ваш покорный слуга возглавил Правительство Российской Федерации, инфляция в России была 36,5%. По разным подсчётам, рост ВВП в 2006 году составил от 6,7 до 6,9%. Золотовалютные резервы сегодня - 303 млрд. долларов, Стабилизационный фонд - 88 млрд. долларов. Это будет работать на стабильность российской экономики".
О социальных выплатах: "Средний рост заработной платы - 13,3%, пенсии по старости - 5,4%. В образовании заработная плата выросла в среднем на 30%, а в здравоохранении - на 37%. Но нам ещё очень много нужно сделать в социальной сфере для сокращения разрыва между высокооплачиваемыми группами населения и людьми, которые живут ещё пока очень и очень скромно".
О ценах на энергию: "В России из-за отсутствия транспортных расходов и экспортных пошлин газ всегда будет дешевле процентов на 40-45. Субсидирование и регулирование тарифов на электроэнергию для населения продолжится как минимум до 2015 года".
О партиях: "Разницу (между "партиями власти". - Ред.) я вижу. "Единая Россия" - это более правый и либеральный центр, хотя и там много очень социал-демократических тенденций. Но "Справедливая Россия" - это, конечно, партия, которая напоминает социал-демократическое направление. Я очень надеюсь на то, что это будет острая политическая борьба без обращения к компромату и оскорблениям".
О бюрократии: "Недра правительства так же глубоки, как нефтегазовые недра России. И там действительно кое-что пропадает".
О памятниках советским солдатам: "Это недальновидная политика (эстонских властей. - Ред.). Если дойдёт до сноса памятника, то мы готовы предложить перезахоронение этих священных останков наших воинов на территории Российской Федерации".
О Грузии: "Без всякого "художественного свиста" мы договорились на рыночную цену 235 долл. за тысячу кубометров газа. Надеемся, возвращение посла - первый шаг к урегулированию и других проблем. В грузинской прессе по этому поводу барабанный бой: "Посол вернулся - мы победили!" Ну хорошо, пусть будет такое чувство, мы очень спокойно к этому относимся".
О Белоруссии и спасении Союзного государства: "Зачем его спасать? Нужно просто работать спокойно, без эмоций. Мы за обсуждение любых вариантов создания Союзного государства, приемлемых для белорусской стороны".
О санкциях: "Санкции (на российские оборонные предприятия. - Ред.) продолжают накладывать. Всё накладывают и накладывают. Мы считаем, что это проявление недобросовестной конкуренции".
О секс-меньшинствах: "Моё отношение к гей-парадам и секс-меньшинствам простое. Оно связано с исполнением моих служебных обязанностей и заключается в том, что одна из главных проблем страны - демографическая. Но я уважаю свободу человека во всех её проявлениях".
О водке: "Количество отравлений, как это ни странно прозвучит, в прошлом году снизилось на 7 тысяч. Сейчас многие говорят о государственной монополии. Вопрос ведь не в монополии, вопрос в недоброкачественной продукции".
О друзьях: "Адреса и явки хотите получить? Это, как правило, люди из детства, студенческого времени, мои коллеги по прошлой работе и в органах безопасности, и в мэрии Петербурга. Этим кругом общения я очень дорожу".
О преемниках: "Преемников никаких не будет. Будут кандидаты на пост президента. Все, кому надо, уже на своих постах работают. Нужно не суетиться, а обеспечить гражданам возможность объективного демократического выбора. Я тоже гражданин Российской Федерации, чем очень горжусь, и, конечно, оставляю за собой право высказать какие-то предпочтения. Но только в период предвыборной кампании".
"Не преемник, а преемственность"
В ТОМ или ином виде вопрос о персоне следующего президента страны - "преемнике" - и о роде занятий самого В. Путина после выборов 2008 года прозвучал целых 6 раз. "Вы меня уже затюкали, - с улыбкой, но не без "наезда" отреагировал глава государства на очередную попытку выяснить его планы. - Кем я себя вижу? Человеком я себя вижу прежде всего".
ПОПЫТКИ выяснить личные симпатии президента к возможным кандидатам не прекратятся хотя бы по одной причине. "Олигархи", которые, кстати, владеют множеством российских СМИ, хотели бы уже сейчас знать, кому присягать на верность. Свой интерес к персоне будущего российского президента и у лидеров других стран. Они надеются, что, расслабившись, бывший сотрудник КГБ Путин всё же выболтает имя человека, которому окажет поддержку.
Но не тут-то было.
Ответственная власть
КСТАТИ, В. Путин подтвердил одно из недавних предположений "АиФ": нынешние властные команды смогут пойти не только на думские, но и на президентские выборы сразу несколькими колоннами. Более того, кандидаты на президентский пост могут уже заранее представить гражданам "своего" премьер-министра и ключевых членов правительства. Судя по "рекомендации", именно тогда В. Путин, очевидно, и сам серьёзно взвесит все "за" и "против": кто сможет продолжить курс в экономике, во внутренней и внешней политике? Потратив 8 лет жизни и добившись определённых успехов, Путин не может сделать президентское кресло просто "подарком дружбану", который обеспечит ему личную безопасность и почёт. Этого мало.
"Нужно, чтобы в стране была сформирована ответственная власть, - ответил президент. - Будущее Правительство Российской Федерации, председатель правительства, президент, депутаты Государственной думы в ходе избирательной кампании должны будут ясно и чётко заявить, как они намерены исполнять принятые сегодня и вчера решения. А граждане страны, избиратели, должны знать об этом, слышать и помнить это, когда пойдут к избирательным урнам. Другой рекомендации быть не может".
Главный "рефери"
ТЕМ временем, по мнению руководителя Института проблем глобализации М. Делягина, в подковёрную борьбу за власть отсрочка с объявлением "путинского фаворита" добавляет не только красочную интригу, но и весомую долю неопределённости: "Внутренний раздрай во властной вертикали обернётся тем, что у некоторых людей, считающих себя главными кандидатами на президентский пост, начнёт сносить крышу". Эксперт поясняет, что В. Путин рассчитывает сохранить контроль над ситуацией, оставаясь для различных группировок главным "рефери". А позиция "над схваткой", кроме прочего, позволит ему самому не упустить из рук власть до окончания президентского срока. "Расскажи президент о своих симпатиях уже сейчас, - рассуждает в свою очередь гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Д. Орлов, - к "преемнику" начала бы перетекать власть. Это точно привело бы к разброду и шатанию в руководстве страны. Поэтому нынешняя неопределённость только добавляет властной вертикали устойчивости".
Посмотреть на ситуацию с ещё одной стороны предлагает вице-президент фонда "Реформа", член Общественной палаты А. Мигранян: "Демократический лидер не может называть преемников. Путин попытался отойти от царской привычки Ельцина, и это можно только приветствовать". Эксперт соглашается, что слово В. Путина в пользу одного из кандидатов может стать решающим. Но сейчас для потенциальных "преемников" (с некоторыми из них можно познакомиться ниже. - Ред.) есть единственная возможность повысить собственный шанс - эффективно работать на своём месте и не завалить собственный фронт работ. Вот в этом, пожалуй, сейчас точно заинтересованы и все остальные граждане России.
Сергей Иванов, вице-премьер правительства, министр обороны, - желающих пойти с ним в разведку уже немало.
Дмитрий Медведев, 1-й вице-премьер правительства, - держит экзамен перед гражданами России по умению управлять серьёзными социальными проектами.
Владимир Якунин, глава ОАО "Российские железные дороги", - российскими железными дорогами управляет уверенно и спокойно.
Сергей Собянин, глава администрации президента - если может "рулить" администрацией, то со страной, наверное, справится. Но пока остаётся в тени.
Николай Патрушев, директор ФСБ, - борется с супостатами. Может предложить избирателям чистые руки, горячее сердце и холодную голову.
Сергей Миронов, лидер "Справедливой России", председатель Софеда, - искренне хочет для россиян справедливости.
Сергей Шойгу, глава МЧС, - спасателей в России любят. Тем более таких всенародных. Но кто же будет работать спасателем, если Шойгу станет президентом?
Борис Грызлов, лидер "Единой России", председатель Госдумы, - "Медведь" со стажем.
Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, - сильная, волевая, умная и красивая. По таким женщинам в России соскучились.
Сергей Лавров, глава МИДа, - может найти общий язык хоть с Бушем, хоть с Ким Чен Иром. А внутренней политикой и экономикой при нём может заняться сильный премьер-министр. Такой, как, например, В. Путин.