КОГДА правительство объявило, что оно выполнило и перевыполнило свои обязательства перед бюджетниками, мы не могли справиться с обрушившимися на редакцию звонками. "Как так, - возмутились преподаватели касимовского ПТУ-13 из Рязанской области. - А где же наша зарплата? В финуправлении нам сказали, что никаких денег из центра не было". Звоним в Минфин. "Деньги давно отправлены", - заверяют нас. Так кому же верить? И как проверить?
ТРАНСФЕРТ - ДЕЛО ТЕМНОЕ
БЮДЖЕТНИК бюджетнику рознь. Вузы, ГПТУ получают деньги прямо из федеральной казны. "Оборонщики" тоже сидят без зарплаты, пока центр не заплатит за госзаказ. Все остальные - учителя, врачи - должны получать деньги как бы из местных бюджетов. Как бы потому, что сначала деньги из местных бюджетов в виде взноса в федеральный бюджет пропутешествуют в Москву. Потом от доходной части бюджета посчитают 15%. Из полученной суммы вычтут кое-какие платежи, и то, что останется, назовут Федеральным фондом финансовой поддержки субъектов РФ.
То, что каждый субъект получит из этого фонда, называется трансфертом. В него и закладываются деньги на зарплату бюджетникам, на детские пособия, на выплаты ветеранам войны.
Размер трансферта зависит не только от того, сколько народа живет в регионе, но и от климатических условий, доходов на душу, от сложившихся расходов... С учетом всего этого у каждого региона есть свой коэффициент. Дальше несложно: умножайте и - получите ваши денежки. Но это по закону и на бумаге. В жизни - по-другому.
Во-первых, в 1997 году налогов, как известно, недобрали. Вот и получилось не 52,9 трлн. руб., как планировали, а только 34,6 трлн. руб. на трансферты. Реально, как выяснила Счетная палата, в регионы отправили лишь 32,1 трлн. руб. Куда исчезли 2,5 трлн. руб.? Пока ответа на этот вопрос нет. А ведь это ни много ни мало зарплата почти 4 млн. человек (в пересчете на среднюю бюджетную зарплату)!
Во-вторых. Недавняя проверка Счетной палаты показала: при определении размера трансферта пользуются отнюдь не математическими подсчетами и законами. Кого-то уважили, как, например, орловского губернатора (он же - председатель Совета Федерации), и дали даже 63,5 млрд. руб. сверх расчетной суммы. 189,4 млрд. руб. сверх получила Кабардино-Балкарская Республика. Ее возглавляет В. Коков - зам. председателя Совета Федерации. Сполна получили Москва и городкурорт Сочи (отдыхать-то всем хочется), республики, граничащие с Чечней, и закрытые территории, где есть объекты Минобороны и Минатома.
Кому-то удалось, как в добрые старые времена, просто выбить свои деньги в Минфине.
А большинство оказалось с минусом. Из 81 региона 13 (16%) получили меньше половины от установленного в бюджете годового задания. Это Волгоградская (44,1%), Архангельская
(44,4%), Пермская (45,3%), Мурманская (46,1%), Камчатская (48,9%) области, Приморский край (46,3%). Многие регионы (57%) получили трансферты в пределах от 50 до 70% от запланированного.
Положение было бы куда хуже, если б не бюджетные ссуды. Это деньги, которые регион может одолжить у федерального бюджета, чтобы подлатать свои дыры. Но ее нужно вернуть, причем в том же году. За 11 месяцев прошлого года ссуд выдали на 8,9 трлн. руб. А за один только
декабрь - 10 трлн. руб. Отчего же было не расплатиться сначала полностью по трансфертам, то есть по своим обязательствам, а потом уже в долг давать? Правда, до сих пор неясно, откуда вдруг появились эти деньги? Вместе с версиями о внешних займах, остатках от продажи федеральной собственности упорно ходит еще одна - о старых деньгах, которые вовсе не уничтожают, а пускают на погашение долгов. Так это или нет, пока никто не доказал. Но то, что в январе цены выросли больше официально обещанного, очевидно.
Однако, даже если сложить трансферты и ссуды, все равно денег на выплаты не хватило. Так что все заверения, что федеральный бюджет рассчитался по своим обязательствам, - ложь.
КОГО СПОНСИРУЮТ БЮДЖЕТНИКИ
ЛГУТ, случается, и на местном уровне. Деньги из центра поступают в местную казну и растворяются в общей массе. А дальше... Что бывает дальше, могут рассказать в Рострудинспекции. В прошлом году проверили, как платят зарплату в 45 тыс. организаций. Оказалось, что в 27,5 тыс. случаев есть нарушения.
Вот как расходовались, например, деньги, присланные на оплату отпускных учителям. В Тюменской области учителям досталось лишь 24% от своих родных денег, в Омской - 16,5%. Аналогично в Иркутской, Кемеровской, Мурманской, Орловской, Рязанской, Новосибирской, Томской, Челябинской и других областях.
В Таттинском улусе Республики Саха (Якутия) глава администрации из 1 млрд. 336 млн. руб., предназначенных медикам, 400 млн. забрал для аппарата управления.
Главы администраций нередко выдают коммерческим организациям беспроцентные ссуды, без конца продлевая сроки их возврата. Или берут на себя обязательства гарантов по кредитам разным коммерческим структурам.
В общем, распоряжаются бюджетными деньгами местные начальники как хотят. Что и понятно - контроля-то никакого.
Если бы трансферты аккумулировались в центре на одном отдельном счете и в регионы приходили на отдельный счет - деньги для выплат людям можно было бы проконтролировать. Их прохождение стало бы прозрачным. Но кому это надо?