Примерное время чтения: 3 минуты
87

Отцы и дети (03.02.1998)

ИСТОРИЯ знала различные типы правителей: диктаторы, аристократы, теократы, бюрократы, демократы. Нашей страной долгие годы правила группа людей, которых называли кремлевскими геронтократами. С членов политбюро сыпался песок, но они держались, вцепившись друг в друга, чтобы не упасть. Мир плакал и смеялся, когда они поумирали все почти в одну пятилетку.

Зато сейчас - куда ни глянь, всюду молодые лица, новая кровь влилась в ослабевшие жилы российской государственной системы. И переливание идет на пользу организму. Однако в связи с этим возникает проблема, которая дряхлому политбюро была неведома, - проблема отцов и детей.

Вспомните, как все хорошо начиналось. Дочь президента Татьяна Дьяченко - сама из поколения тридцатилетних - тайно ездила в Нижний Новгород и убедила Б. Немцова стать членом правительства. Заговорили о преемнике...

Однако вскоре почти все неудачи В. Черномырдина стали называть "победами молодых реформаторов", а его достижения - их поражениями. То ли В. Черномырдин оказался слишком искусным, то ли молодые оказались слишком ранними, то ли их специально столкнули лбами. Или все дело в какой-то изначальной несовместимости отцов и детей?

Б. Немцов недавно горько сетовал на то, что В. Черномырдин не верит ему в одном судьбоносном вопросе по 2000 году. Он считает, что это неверие лежит уже где-то на генетическом уровне, то есть неисправимо. Но ничего, Борис, держись! В политике молодые должны соблюдать некие ритуалы, чтобы иметь перспективы на будущее. А со временем, окрепнув, можно стариков и отодвинуть - если уж в этом единственный способ продвижения наверх.

Но так, сразу, негоже, чтоб молодой вслух, прилюдно давал оценку старшему, да еще собственному начальнику, как это сделал Немцов: "У Лужкова шансов стать президентом побольше, чем у Черномырдина". Мал еще. Как говорится, не учи батьку детей делать.

В пику ему есть примеры совсем иного рода. Скажем, Владимир Рыжков, первый вице-спикер Госдумы, - редкий случай, когда "дитя" ведет себя взросло: не высовывается, но и не молчит, знает себе цену, но не гонорливый. При этом, несмотря на скромность, честолюбив и хочет большего, но не разглагольствует на всех углах. Или еще более яркий пример - белорус А. Лукашенко. Вот ведь феномен - молодой, но облапошил старых: и беловежского "зубра" Шушкевича, и железного премьера Кебича. А сегодня на людях принижает себя, называет Б. Ельцина чуть ли не дедом, целуется взасос, зато потом ведет себя более чем самостоятельно.

Все относительно, и часто дед является для кого-то мальчишкой. Вот, к примеру, Борис Николаевич. Ясно, как Божий день, что и он, и его многие помощники в кавказских делах разбираются плохо. Давно ему говорят: собери старейшин из горных аулов, обласкай - и научат они уму-разуму и тебя, и своих горных вождей. Но что-то все недосуг...

Одних можно называть молокососами, других - ретроградами. Но дело не в этом. Дело в том, что природа распорядилась таким образом, что одно уравновешивает другое, "ретрограды" обеспечивают стабильность, сохранность и преемственность, а "молокососы" теребят, не дают засохнуть, остановиться. Хорошо уже то, что этих "детей" вообще пустили в политику и сегодня они стали противовесом. Значит, мы начинаем жить по законам природы, где торжествует баланс. И это, как говорил один моложавый дедушка, - правильно!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно