7 ЯНВАРЯ телезрители побывают на настоящем празднике песни - "Рождественских встречах" Аллы Пугачевой и услышат несколько ее новых песен, одну из которых - "А ты не знал" для певицы написал ее давний друг, поэт Илья Резник, автор таких хитов, как "Айсберг", "Эй, вы, там, наверху!", "Без меня тебе, любимый мой...", "Маэстро", "Миллион алых роз" и многих, многих других.
Илья, стихи легче писать на готовую музыку?
- Нет, это самое тяжелое, что может быть. Легче писать стихи, когда ты свободен в выборе формы.
- Существует ли секрет шлягера?
- Понятия не имею, я никогда не пишу шлягер. Могу догадываться, но пишу так, как мне сердце подсказывает. На популярность песни очень многое влияет: исполнитель, композитор и поэт - это семья, которая должна жить дружно.
- В кино есть понятие "полочная картина". У вас есть "полочные"
песни?
- Я работаю 14-16 часов в сутки, поэтому у меня много материала. Много нереализованных в песнях стихов.
- С кем удобнее работать, с популярными артистами или с юными, зелеными?
- С популярными - нет. В основном звезды считают, что к ним должны прийти и спасибо сказать за то, что они поют твою песню.
- А что такое звезда в вашем понимании?
- Я считаю, что это придуманное слово, потому что у нас - песенку спел, ее прокрутили, спонсор заплатил 100 тысяч за эфир - вот тебе и звезда. Она раскручена, известна, но это не значит, что она любима. Когда мне говорят: "Вы - поэт", - я говорю: "Я не поэт, поэт у нас Пушкин, я литератор". Слишком высокие слова: "звезда", "поэт".
- А кто вы?
- Резник.
- И все?
- Да.
- Но все-таки, если тебя раскручивают, добиться чего-либо легче.
- Безусловно, нужно помогать, но - талантливым людям. У меня очень много знакомых певцов, художников, которые не имеют денег и спонсоров, следовательно, и эфира. Бедный зритель смотрит на пустышек, размахивающих руками. Это беда.
Талантливые люди должны иметь государственную или благотворительную поддержку. Я могу в свой концерт, выходящий в эфир, взять исполнителя, который бесплатно попадет на экран. Но у меня большие концерты бывают раз в три месяца.
- Вы с кем больше любите работать: с мужчинами или женщинами?
- Я люблю с талантами работать. Уже одно это может доставить мне колоссальное удовольствие.
- Вашими слушателями в основном являются женщины. Вы больше понимаете женскую психологию, о чем болит женская душа?
- Стараюсь, но знать я могу только то, что близко публике и что найдет отклик в душе моего слушателя. Обо всем сказано. Но чем отличаются мастера? Они знают, как сказать. Для песни нужна гениальная простота, ясная, как слеза.
- Бывало так, что вам приносят мешок денег и предлагают раскрутить бездарность?
- Спонсоры могут потратить 200 тысяч на раскрутку в эфире, а из-за пятисот долларов будут с тобой торговаться с пеной у рта. Но некоторым певицам я и за миллион не напишу.
- А талантливым людям вы пишете бесплатно?
- Сейчас - крайне редко. Но я 25 лет писал бесплатно.
- Так на что же вы жили?
- На авторские. В то время авторские права очень хорошо защищались, и мы жили спокойно. Известные поэты Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, несмотря на жуткие вычеты, всетаки по тем расценкам получали приличные суммы. Сейчас все бедствуют, авторские мизерны, и хорошо только тем, у кого есть смежная профессия. Я очень сожалею, что у меня ее нет.
- А заказ как таковой на вас давит?
- Это хорошо, когда есть заказ!
- Что происходит в промежутке между заказами?
- Должна быть цель. Например, 1011 января в Малом театре состоится музыкальная феерия "Рождественское симфо-шоу", которую мы задумали с моим другом и соавтором, композитором Юрием Эриконе. А идея состоит в том, что в одном концерте - синтез классики и эстрады. По существу, создается новый музыкальный жанр. 28 февраля - презентация в зале Чайковского моей книги "Избранное". А 4-5 апреля у меня юбилейный вечер в зале "Россия". Вот этими событиями я живу.
Хочу также собрать все салфетки, исписанные на застольях, с дружескими импровизациями, и составить из них книгу "Забавы".
- Так, может быть, на салфетках шедевры пропадают?
- Когда ты пишешь импровизацию, ты абсолютно от всего свободен: от задач, от гонораров... Это эмоциональный залп. Может быть, действительно на этих салфетках - больше души...
- Что вас навело на собственное исполнение песен?
- Я всегда пел. Окончил театральный институт, пел в спектаклях, потом на концертах, но никогда не записывался. Как режиссер умирает в своих актерах, так и я умирал в своих певцах. Сейчас мне это надоело.
- Существует ли конкуренция между поэтами-песенниками?
- Танич меня почему-то все время ругает, говорит, что он "не Резник, который всех локтями расталкивает". Я ему желаю счастья и чтобы он писал как можно больше хороших и нужных людям песен. Но Танич мне не конкурент, у него другая тематика. Бывает, слышишь чужую песню и понимаешь, что это здорово. Да и ошибки замечаешь, причем не только чужие, но и от своих нет смысла отказываться...
- Поэт-песенник - это профессия или призвание?
- Мне не нравится определение "песенник" - похоже на "гусляр", Садко эдакий... Хотя поэт-песенник ближе к народу, чем просто поэт, и ответственности на нем больше. Это очень трудное ремесло. Когда ты пишешь стихи на музыку - это профессия. На такие тексты смотреть невыносимо, они существуют только в соединении с музыкой.
- Бывало так, что певцы по собственной инициативе переделывали ваши тексты?
- Бывало, но песня получается непрофессиональной, они ее портят. Я никогда не скандалю. Зачем?
- Обидно?
- Обидно. Но я не хочу жаловаться. Все хорошо.