79

А из нашего "окна" электричка не видна...

ЭЛЕКТРИЧКИ переполнены. Пассажиры ощущают все прелести тесного общения друг с другом. Девушке, мечтающей о нежданной-негаданной близости с мужчиной, можно посоветовать поездку на пригородном электропоезде в воскресенье вечером - скажем, из Фрязево в Москву... Межвагонные пространства пропахли испражнениями (туалеты есть не на каждой станции, а путь до столицы порой так долог)...

Пригородные перевозки на Московской железной дороге всегда были нерентабельными. Только за прошлый год убытки составили 2 млрд. 400 млн. руб. Оплачиваемый пассажирами тариф покрывает лишь 30% расходов на перевозки. К тому же почти половина пассажиров - льготники. Они ездят либо не за полную стоимость, либо бесплатно. Часть убытков МЖД должны компенсировать субъекты Федерации, которых обслуживает дорога. А субъекты платить не спешат, пока что они компенсировали только 17% долга. Причем самый злостный неплательщик - Московская область. Этот регион не выделяет железнодорожникам ни копейки. Анатолий Тяжлов в свое время подписал приказ о 100%-ной компенсации, но до реальных денег дело не дошло. И в бюджете Подмосковья на текущий год эта статья расходов опять-таки не предусмотрена.

НЕУДОБНОЕ РАСПИСАНИЕ. Есть у железнодорожников профессиональный термин - размер движения. Им обозначают количество поездов в сутки (не составов, а маршрутов согласно расписанию). Сейчас размер движения на МЖД - 2500 электричек в сутки, из них в московском узле - 2100. По пятницам и выходным добавляют еще 120. Невооруженным глазом видно, что это не спасает положения дел: поезда с трудом размещают всех желающих ранним субботним утром уехать прочь из шумной столицы. Начальник пассажирской службы МЖД Олег Прохоров сетует на предсказуемость человеческой природы: "На выходные дни есть специальный график, учитывающий интересы дачников. Но пассажир не хочет рационально распределяться по часам. Всем почему-то надо сесть на утреннюю девятичасовую электричку, и все приходят на вокзал именно к девяти. Что делать? Мы их, конечно, не осуждаем, но ведь вагоны не резиновые, а назначить три поезда на одно и то же время мы не можем..."

Расписание составляется каждый год загодя, еще до зимы. Оно рассчитано на максимальный размер движения, который традиционно приходится на лето. В оставшиеся времена года размер уменьшают, снимая невостребованные, слабонаселенные (еще один термин) пассажирами поезда и укорачивая маршруты. При составлении расписания учитывается несколько факторов.

ТЕСНОТА. Проще говоря, количество пассажиров. Оно год от года растет, стабильный прирост - 20% по отношению к предыдущему году. Объяснение - в социально-экономических переменах последних лет. Печальной памяти август 98-го года привнес в нашу жизнь немножко позитива. Оживился отечественный производитель, открылись новые предприятия, расширились рабочие места. В подмосковных электричках появился пассажир (вернее, его стало больше), который каждый день ездит туда-обратно на работу. Этот же пассажир, получая деньги, едет куда-нибудь отдыхать - и не в дальние края, а в родное Подмосковье. Плюс дачное строительство, которое идет во многих районах... Грешным делом возникает мысль: а не выйдет ли так, что через пару лет МЖД будет не в состоянии обеспечивать нас транспортом? "Нет, что вы... В этом году мы на 80 поездов в сутки увеличили размер движения и в дальнейшем будем увеличивать", - говорит Прохоров. Самыми пассажироемкими являются Рижское, Ярославское и Горьковское направления. А самым проблемным с точки зрения составления расписания - Серпуховское. В частности, объясняется это тем, что с Курского вокзала на юг летом идет много поездов дальнего следования. Этот фактор неизбежно влияет на движение пригородных электричек. Поезда "кладутся" в график первыми, а уже в оставшиеся промежутки "вставляются" электрички. Так что упреки дачников по поводу неудобного расписания вполне можно переадресовать курортникам. То есть опять же нам с вами...

Учитывают ли наши с вами пожелания при составлении графиков движения? В первый четверг каждого месяца на столичных вокзалах проводится День пассажира: любой желающий может обратиться к дежурному или даже к начальнику вокзала с жалобами и предложениями. К народному гласу прислушиваются и делают выводы... Более объективная информация о пассажиропотоках стала появляться в прошлом году, когда на вокзалах ввели автоматизированную систему оплаты, контроля и учета проезда в пригородных поездах (АСОКУПЭ). Скоро электронные системы будут установлены и на пересадочных станциях метро - "Тушинской", "Тимирязевской", "Беговой"...

"ОКНА". Наверное, только ленивый пассажир не ругал железнодорожников за перерывы в расписании на целых два часа. Увы, никуда нам от них не деться. "Мы постоянно ремонтируем дорогу, меняем пути, контактные сети, - говорит Олег Прохоров. - Поэтому технологические "окна" неизбежны. Ночью не всегда удается осуществить ремонтные работы. Зимой мы их не ведем, потому что грунт мерзнет. Так что основной объем работ приходится на лето".

Общая протяженность Московской железной дороги - 22 тыс. км. В этом году планируется отремонтировать 800 км. Нетрудно посчитать, что даже столь ударные темпы не избавят пассажиров подмосковных электричек от перерывов в расписании в течение двух ближайших десятилетий...

Смотрите также:

Также вам может быть интересно