КОГДА полвека назад модельеры начали создавать костюмы для театра, балета, оперы, эстеты кривили губы - что понимают ремесленники в высоком искусстве! Оказалось - понимают. И театральные костюмы, созданные Версаче, Карденом, теперь считаются классикой. Модельеры сегодня работают не только над коллекциями одежды для простых смертных, но и над формой футбольных клубов, имиджем политиков, униформой самых престижных отелей, казино, гигантских промышленных концернов и т. д.
ПОЖАЛУЙ, единственный мир, который сохраняет свои границы непроницаемыми для суетной моды, - это Церковь. Что может быть общего у религии, живущей вечным, и моды, где все - сплошная суета и ярмарка тщеславия? Облачения церковнослужителей каноничны, не меняются веками, и модельерам, собственно, просто нечего делать. Но в сегодняшнем мире невозможно существовать изолированно, и высшие чины Церкви этого не могут не понимать. На Западе первые опыты работы светских дизайнеров над церковным облачением появились несколько лет назад. Известнейший французский модельер Кристиан Лакруа предложил новые варианты вышивки, а второй не менее известный француз Жан-Шарль де Кастельбажак (сегодня он возглавляет Федерацию прет-а-порте) работал над элементами одежды священников. Но это - прогрессивный Запад и Католическая церковь, лояльнее относящаяся к экспериментам и нововведениями. А у нас?
А у нас в художественно-производственном объединении Софрино, где шьют одежду для священников, есть высококлассные вышивальщицы, есть художники по вышивке, восстанавливающие старинные орнаменты, есть вековые традиции и каноны. Но есть и модельер, создающий церковные облачения. Вернее, предпринявшая первые попытки что-то изменить в тысячелетней традиции. Это Наталья Дригант, существующая сама по себе, естественно, так как создание одежды для священников - это ее хобби. Довольно странное, надо заметить, хобби для девушки, закончившей самую престижную французскую школу дизайна ЭСМОД, стажировавшуюся в домах моды Кристиана Диора, Нины Риччи, Торрент. Для девушки, у которой первую коллекцию раскупили столичные бизнес-леди, актрисы, балерины.
- Может же у человека быть хобби? Вот у меня оно такое, - говорит Наташа. - Мое ателье расположено рядом со Свято-Андреевским монастырем. Меня заворожила красота церковных одеяний. Я перечитала литературу, восстановила старинные узоры, которые были забыты. Потом обнаружила массу интересных конструктивных деталей. Что-то можно использовать и для создания обычной, повседневной одежды - ведь крой облачений оттачивался веками.
В конце концов Наталье удалось разработать новую технологию создания иерейского облачения, в созданных ею одеждах теперь ходят настоятели некоторых московских храмов, а на Пасху Наталья преподнесла праздничное одеяние в дар Патриарху Алексию. В знак признательности Патриарх разрешил Наталье устроить показ новой коллекции на осень-зиму 2000-2001 на территории гостиничного комплекса Даниловского монастыря.
Наталья Дригант создает одежду в классических традициях, но при этом выдерживая все модные тенденции. Видимо, сказывается французское образование. Сложный крой, идеально облегающие фигуру платья, костюмы, пальто. Буржуазный шик в лучших проявлениях, без эпатажа в виде супермини, голых грудей и пр. Шикарная женщина - это тайна, красота, элегантность. Мини, обнаженное тело - это агрессия и полная доступность. Но агрессии в современном мире хватает и без нас, а вот красота и элегантность явно в дефиците.