ЕВГЕНИЙ Печенкин - хирург-анестезиолог. Приехал в подмосковный Зарайск из Башкирии. Давно это было. За годы жизни на зарайской земле успел жениться, родить двух дочерей и сына, построить дом. И, разумеется, посадить дерево - красивую ель прямо перед домом в палисаднике.
Но среди жителей Зарайска Печенкин больше известен не как медик, а как художник. Местная знаменитость. Самоучка, который даже художественной школы не заканчивал. В мединститут поступал, как и многие в те времена - не по зову сердца, а потому, что больше некуда было. Лишь с годами ему стало ясно, что живопись - это не просто хобби, а жизненное призвание. Увы, как и многим нашим самородкам, Евгению остается довольствоваться тем, что его искусство в широкие народные массы пока не идет. И пойдет ли вообще - неизвестно.
"Все само получится..."
СТИЛИСТИКУ своей живописи Печенкин определить затрудняется. Говорит, это дело критиков. Можно называть это авангардом, можно - романтическим реализмом. Последнюю серию работ объединяют одна мифология, общий набор персонажей. Петух - то белый, то черный, символизирующий активное мужское начало, постоянно рвущийся куда-то... Леда, лирическая героиня (инфернальная девушка, как говорит Печенкин), - обнаженная, с остроторчащими грудями, муза Художника... И сам Художник - с бородкой и в коротких драных штанишках (похож на самого Печенкина, хотя последний сходство скромно отрицает)... Каждая картина - отдельный сюжет.
Вся серия называется "Философия. Миф. Эрос". Глядя на полотна, выставленные вдоль стен чердака ради нашего приезда, поневоле задаешься вопросом: почему они пылятся здесь по углам?.. Висеть бы им на стенах какой-нибудь столичной галереи, хоть в ЦДХ, где, кажется, столь много места. Радовать бы наш с вами глаз. "Да вы что, смеетесь? - машет рукой Печенкин.
- Я тыкнулся пару раз, как слепой котенок, показал им работы, но мне отказали. Ну и что я буду ходить, время терять, упрашивать? А за просто так кто выставит? Платить надо. Аренда - тысячи долларов. Вон четверо моих знакомых скинулись, чтобы в ЦДХ выставиться на три недели. Пожалуйста - 2,5 тысячи!"
Упрашивать владельцев галереи - бессмысленно, у них свой бизнес. Продавать картины по одной тоже не годится - долго, невыгодно, да и зачем разрушать коллекцию? Что же остается? "В идеале хочется, чтобы за нее взялся кто-то один, болеющий душой за такую живопись. Вы посмотрите, у нас даже в центральных музеях нет авангарда. Обделен наш народ... И я верю, что появится такой человек, который заинтересуется моими работами. Все само собой получится".
Ну а пока Евгений зарабатывает на жизнь тем, что пишет пейзажи (как он сам выражается: "Крашу картины") на продажу - для местных жителей. Копирует работы известных художников: Левитана, Куинджи, Поленова, - именно эти пейзажисты пользуются стабильным спросом среди населения. Рамы для картин сам делает - из гипса. На одну работу уходит неделя. Продает по 800-1000 руб. - при зарплате врача в 600 "деревянных" на хлеб насущный хватает. А покупатели находятся среди тех, кто у себя дома ремонт затеял или хочет подарок сделать. "Люди сериалы смотрят, видят, что там на стенах везде картины висят, вот и им тоже хочется", - так объясняет он интерес своих земляков к живописи.
Портрет без фона
А ЧТО же местные власти? Почему бы им не заняться меценатством, не помочь художникам, которые живут в их районе? Ведь это работает им на руку: в город, где заботятся о культуре и лелеют ее, скорее и инвестиции пойдут. Такой подход, к примеру, исповедует администрация Егорьевского района... "Да нет, нам от своих ждать нечего, - вздыхает Печенкин. - Приличных людей у нас нет ни во власти, ни на местах. Полный распад... Я считаю, району просто не повезло. Вон в Озеры поезжайте, посмотрите, сразу видно - там что-то делается. А у нас... А ведь можно было бы экскурсионные туры сюда организовать. Здесь есть места, связанные с Достоевским (родовое имение его деда рядом), с Есениным, Константиновым, Голубкиной. Нужна энергия людей, закрутиться что-то должно..."
Другой зарайский художник, Владимир Пименов (народный художник России, между прочим), с местной властью контакт нашел. Поневоле... Остановили его как-то на улице, говорят: иди к мэру скорей, он тебя вызывает. Пименов пришел. Глава города поставил перед ним "задачу": "Вот у нас теперь новый губернатор, Борис Громов... Очень мне нравится этот человек. Я ведь под его начальством еще в Афгане служил... Нарисуй-ка мне его портрет..."
Пименов взял фотографию Громова и написал портрет. Только фон не стал оформлять: "Надо выяснить, что он хочет с этим портретом делать. Если у себя на стене в кабинете повесить, это один фон нужен. А если подарить собирается - то другой..."
О материальном вознаграждении даже не заикнулся. Ему другое важно - чтобы хоть какой-то контакт с местной властью установить. "У нас в прошлом году другой мэр был... Меня летом пригласили в Болгарию, в город-побратим - там традиционные встречи художников проходят. Только, говорят, дорога за ваш счет. Туда - обратно - 700 долларов. Где я их возьму? Вся надежда на администрацию: помогут или нет? Предыдущий мэр помог..."
...Художник - субстанция тонкая, ранимая. Далеко не каждый мастер холста может собственноручно заниматься арт-бизнесом. Ну а если и местные власти не могут (не хотят, вернее), остается ждать "доброго дядюшку" - словно манну небесную. Вот только с "добрыми дядюшками" тоже надо держать ухо востро. Читатели, наверное, помнят нашу прошлогоднюю публикацию о Раисе Васильевой, художнице из того же Зарайского района. Связавшись с мошенником, который якобы взялся помочь ей с продажей картин, Раиса Филипповна лишилась нескольких своих лучших работ. Будьте бдительны, господа художники, не разменивайтесь по мелочам!