85 ЛЕТ назад последний русский царь подписал отречение от престола. До расстрела в Ипатьевском доме оставалось чуть больше года. Этому периоду в жизни Николая II посвящен фильм "Романовы. Венценосная Семья". Императора сыграл Александр ГАЛИБИН - главный режиссер Новосибирского академического молодежного театра "Глобус". Говорят, что с этой ролью у актера связано много таинственного...
- НА ТОТ момент, когда раздался звонок из группы Панфилова и меня пригласили встретиться с Глебом Анатольевичем, я как раз начинал работу над спектаклем в Александринском театре "Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее" по пьесе Горенштейна "Детоубийца". Петр имеет прямое отношение к Романовым, поэтому я думал, что приглашение связано с этим спектаклем. И очень удивился, когда меня стали гримировать под Николая II для фотопроб. Даже не предполагал, о чем может идти речь, не читал сценария, да и вообще не знал, что Панфилов готовится к таким съемкам. За первой встречей последовала вторая, третья - и вот мне предложили эту роль.
- Как вы решились? Это же и моральная ноша неимоверная.
- Сыграл. Хотя до сих пор не знаю, можно ли это было сыграть? Но меня ведь сам государь благословил...
- ?
- Когда надо было ехать на съемки и я хотел просить благословения у своего священника, хотя не знал, как это дипломатичнее сделать (понимал остроту ситуации: найдены останки царской семьи, а церковь относится к канонизации неоднозначно), мне приснился сон. Я иду по нижнему коридору Александринки, той самой, где репетировал "Сказание о царе Петре". Иду вместе с императорской семьей - не как государь, а как сопровождающий. Рядом со мной императрица Александра, царевич Алексей и девочки. Мы входим в зал этого великолепного театра. Он полон. Должно начаться какое-то представление. Какое? И тут я вижу - в ложе стоит государь. Он пристально на меня смотрит... Я вот сейчас говорю, а у меня мурашки по телу... Взгляд такой пронзительный, острый... Соединение глаз. Как будто я был окном, в которое смотрят. Не знаю, сколько это длилось, но государь, наконец, кивнул мне головой и скрылся за портьерой. Я проснулся и понял: он благословил меня на эти съемки! Мощный сон.
- А вас никогда не увлекали идеи монархизма? В политическом смысле?
- Нет! Никогда. Идея конституционной монархии - об этом я размышлял, но, не будучи политиком и человеком, образованным в этой сфере... Есть вещи, которые я вижу по-своему... Скорее, наверное, могу рассуждать с точки зрения искусства, красоты идеи, видения образа. Что такое актер? Это только передатчик. Особенно актер кино. Ты пытаешься поймать ощущение, которое возникает у режиссера.
- Но вы сами режиссер, да еще главный режиссер театра...
- Да, иногда это болезненно - подчиниться. Но актерская природа такова. Терпению Панфилова, с которым он возился со мной, я поражен!
- Почему съемки проходили в Праге?
- Там дешевле. В павильонах воссоздали интерьеры двух домов: тобольского генерал-губернатора и Ипатьевского. Все было реконструировано до мелочей, начиная от шпингалета на окне, который мог быть и невидим в кадре, и заканчивая обоями на стенах. Не говоря уже о мебели.
- А когда снимали в Санкт-Петербурге, добивались достоверности?
- В парадном кабинете государя в Александровском дворце достали и повесили портрет отца Николая - императора Александра III - на то самое место, на котором он когда-то, как свидетельствуют фотографии, висел. Было удивительное ощущение, когда это вписалось.
- И комната, где расстреливали, была до сантиметра вымерена?
- Даже пятна крови на стене...
- Вам не было страшно?
- Было! Непростые съемки! Я отдал этой картине все, что мог, а затем отошел. Я изменился под воздействием этой работы, было сильное, очень сильное влияние: и Глеба, как мастера, и роли. И если с этим жить все время, можно сойти с ума.