Примерное время чтения: 4 минуты
165

И в кадре надо учиться

Вера АЛЕНТОВА восхищается порой как сделаны современные фильмы, но пересматривать их не хочет. Говорит, "не мое кино".

ЕЕ ГЕРОИНИ в фильмах "Москва слезам не верит", "Время желаний", "Зависть богов", в спектаклях Театра им. Пушкина, которому она верна всю жизнь - совсем другие. Они запомнились зрителям, а иные стали знаковыми.

- ВО ВРЕМЯ всего обучения в Школе-студии МХАТ нам запрещали сниматься в кино. И теперь понимаю - правильно, потому что от огромной популярности, которая могла свалиться на молодых, начинающих, голову снесло бы. Но тогда я страстно хотела сниматься. А меня после окончания Школы-студии никак не брали. В дипломе у нас было написано: "актер театра и кино". Но актер театра - ведь это совсем иное, нежели актер кино. И мы, несмотря на свои дипломы, к работе в кино готовы не были. И меня, это я позже поняла, правильно не брали - мои кинопробы были ужасные: приятная, милая девушка, но... никуда не годится! И тогда я стала пытаться понять, что же такое искусство кино. Вот вроде бы мелочь - чтобы взгляд в кадре был значительный, надо стараться не моргать. Но и этому надо было учиться. Уже начав сниматься, рядом с замечательными партнерами я чувствовала себя такой несовершенной! И училась, училась... Чувствовать свое несовершенство - вот что очень важно для актера.

Роль Катерины в "Москве..." мой муж Владимир Меньшов, снявший к тому времени всего одну картину "Розыгрыш", предложил Ирине Купченко и Маргарите Тереховой. Они были тогда на гребне успеха, и, конечно же, худсовет "Мосфильма" утвердил бы кого-то из них. Но они обе по разным причинам отказались сниматься. И вот тогда были представлены мои кинопробы, наравне с другими, и получилось, что я выиграла этот бой.

Роль перевернула мою жизнь. В этом году уже 25 лет этой картине. А тогда ее сразу купили 180 стран. Мы получили "Оскара". Увидели мир. Я стала популярной, но - неузнаваемой актрисой. Есть такое понятие "имидж": какой снялась - такой и в жизни ходи потом. Чтобы узнавали. А я в жизни была совсем другой и спокойно ходила в Москве по улицам, меня не узнавали. Даже когда одна прилетела в Бельгию (муж был "невыездной", а мне там вручали приз за лучшую женскую роль), меня в аэропорту не узнал встречающий! Там не положено актрисе менять имидж после успешной роли. Фильм полюбили и у нас, и в других странах. "Это про меня!" - говорили мне о Кате Тихомировой во многих странах, даже огромные черные женщины в Гвинее.

***

ПОТОМ была масса предложений ролей "одиноких женщин с ребенком". Я отказывалась. У меня вообще нет такого: лишь бы сниматься. Довольно часто отказываюсь. Поэтому очень благодарна Юлию Яковлевичу Райзману, который пригласил меня в фильм "Время желаний" на совершенно другую роль - Светланы Васильевны. Выйдя замуж за уже состоявшегося человека, немолодого, любящего, доброго - его замечательно сыграл Анатолий Дмитриевич Папанов, - она пытается пробиться в жизни, подняться, как ей кажется, выше и таким образом самой состояться. Она не подлая, ничего вроде бы ужасного не совершает, но прагматична насквозь, а это, по-моему, лишает женщину женственности.

***

СЕГОДНЯШНИЕ фильмы я смотрю, восхищаюсь порой тем, как они сделаны, но пересматривать их почему-то не хочется. Разве что понять: как же это сделано? Но ведь все равно не пойму. Может быть, кинематограф теперь - это уже больше аттракцион, шоу, цирк, эффект? Это все снять очень трудно, безусловно, но это - другое. Не мое кино, наверно? Колоссальные технические достижения сильно изменили кино. Но что-то важное уходит из него, по-моему, уже ушло, и мне очень жаль. Быть может, вообще сейчас - не время кино, да, пожалуй, и театра. Вернее - они поменяли свое направление. Когда я начинала, нас учили: человек приходит в зрительный зал за ответом на какие-то серьезные вопросы жизни, и от театра, кино он ждет этих ответов. Но, конечно, есть и теперь зрители, верные такому отношению к искусству, и это дает нам, актерам, силы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно