Примерное время чтения: 6 минут
112

Мы разучились смотреть в себя? (Штрихи к психологическому портрету москвичей)

ПРИНЯТО считать, что дети, как самое правдивое зеркало, отражают мир взрослых со всеми его достоинствами и недостатками. Заглянуть в это "зеркало" решили столичные психологи и были просто шокированы. Оказывается, о том, что нравственно и что безнравственно, наши дети имеют весьма размытые понятия. Например, дети долго не могут объяснить, что же такое "добро", и в итоге подбирают единственный синоним "жалость". А один тринадцатилетний мальчик сказал так: "Добро - это когда ты человека бьешь, бьешь, а потом тебе становится его жалко". Специалисты приходят в ужас, когда думают о том, каким будет психологический портрет среднестатистического москвича уже через десятилетие. Ситуацию комментирует психолог Мария КАМЕНЕЦ.

Штрих первый

МОСКВА - город неограниченных возможностей, но это достоинство имеет свою оборотную сторону: чтобы достичь в столице хотя бы немногого, горожанину приходится действовать, напрягая все свои силы. Обычный организм к таким нагрузкам не подготовлен. Вот и приходится жертвовать чем-то во имя чего-то. Обычно человек целиком сосредотачивается на определенной цели, и тут думать "о высоком" или заглядывать в себя просто некогда. К тому же жизнь (в лице работодателей) требует от москвичей не геройства, а таланта приспосабливаться к любым условиям и обстоятельствам. Понятно, что ни о каких нравственных устоях речь уже не идет: ценится умение изменять своим принципам. Да и понятия о морали у человека, который находится в вечной гонке за материальными благами, часто весьма неопределенны. В итоге человек БЕЗ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ, но с грузом упущенных возможностей впадает в депрессию, которая может закончиться даже суицидом. Кстати, их количество в Москве после временного снижения вновь пошло вверх (см. таблицу).

Штрих второй

ПЕРВОЕ, что замечают приезжие, - это огромные толпы людей, которые вечно куда-то торопятся. Сами того не понимая, каждый день оказываясь в плотном людском потоке, мы получаем сильный стресс от того, что кто-то вторгается в наше личное пространство. Причем этот стресс имеет тенденцию накапливаться. В результате к человеку приходит апатия. Вы не обращали внимания на лица москвичей в общественном транспорте? Чаще всего на них написано полное РАВНОДУШИЕ. Такой человек уже не подойдет к пьяному, замерзающему на улице, и не поможет девушке, к которой пристают. Он абстрагирован от всего окружающего, подсознательно для него все вокруг враги. Никто не думает о нем, и он ни о ком не думает. Кстати, человек может стать не только равнодушным, но и ТРЕВОЖНЫМ, АГРЕССИВНЫМ. И здесь уже сложно спрогнозировать социальные последствия частых поездок в общественном транспорте.

Штрих третий

НЕ МЕНЕЕ пагубно влияет на психику москвичей и обилие негативной информации. И дело не в том, что хорошего не происходит, просто из убийства сделать сенсацию гораздо проще, чем из утренника в детском саду. А получая в изобилии подобную информацию, люди в определенный момент привыкают к плохому. Самое страшное, что преступления начинают восприниматься как нечто обыденное. Вот, например, свежий случай из столичной хроники: мужчина увидел в подъезде четырех подростков, которые дружно справляли малую нужду. Человек сделал замечание, за что и получил ножом в сердце. Естественно, в такой ситуации мы ждем только плохого, сами себя программируем на неудачи, что приводит к депрессиям и неврозам. К тому же москвичи, как подопытные кролики, все новое испытывают на собственной шкуре. И если до человека из глубинки модные веяния могут и не дойти, то нас будет трясти по полной программе. Вот и живем, СО СТРАХОМ ГЛЯДЯ В БУДУЩЕЕ. В этой вечной смене жизненных обстоятельств и кроются корни многих фобий и неврозов. Да и условия столичной жизни к психологическому комфорту не располагают: у вас малогабаритная квартира или три раза в месяц застревает лифт? Пожалуйста вам - клаустрофобия. Однажды чуть не сбила машина? Теперь наверняка паникуете при виде автомобилей. Так что невроз на той или иной почве есть практически у каждого москвича.

Штрих четвертый

ОБЫЧНО специалисты советуют для успокоения нервов, расстроенных тяготами столичной жизни, посидеть где-нибудь одному, в полной тишине. Или опять же в одиночку выехать на природу, прикоснуться к живому. Но если одиночество превращается из "лекарства" в норму жизни, то для человека оно становится самой крупной проблемой. В столице огромное количество народу, но именно поэтому большинство москвичей чувствуют себя по-настоящему одинокими. Ведь мы настолько привыкли абстрагироваться от других, что в итоге просто РАЗУЧИЛИСЬ ОБЩАТЬСЯ. И сильнее всего от этого страдают подростки, вот откуда в Москве такое количество тоталитарных сект. Раньше были клубы, кружки по интересам, а теперь ребенок чувствует себя никому не нужным. А тут появляются добрые люди, которые им интересуются. Вот, например, что рассказала мне по этому поводу Лена Л.: "В четырнадцать лет я попала в секту "Церковь Христа" и вовсе не потому, что была набожна, просто только там я не чувствовала себя одинокой. Понимаете, на встречах ко мне подходили совершенно незнакомые люди, улыбались, спрашивали: "Как дела?" - и никуда не мчались потом, а внимательно меня слушали, сочувствовали, сопереживали. Там интересовались именно мной, моею жизнью".

P. S. К сожалению, решать все психологические проблемы нам придется самостоятельно. На Западе личный психоаналитик - не редкость, а правило. В столице же до сих пор не создано ни одной разветвленной, хорошо отлаженной службы психологической помощи. Хотя потребность в такой организации назрела уже давно и с каждым днем становится все острее.

НАША СПРАВКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ помощь вам готовы оказать по тел.: Городской психолого-педагогичеcкий институт (229-07-16; 229-00-12), Городской комплекс социальной помощи подросткам (128-39-87;128-48-56), Институт психологии (тел. доверия - 283-51-60; запись на консультации - 282-44-00; 282-72-70).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно