По данным опросов ВЦИОМа, криминальная хроника у москвичей входит в число наиболее популярных телепередач.
60% москвичей, опрошенных ВЦИОМом, сказали, что больше всего окружающие их люди завидуют богатым и обеспеченным людям.
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО У НАС В ГОРОДЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЛЕГАЛЬНО ПОЛУЧАЮТ МИЛЛИОНЫ?
Ничего не имею против- 14
Положительно, если эти деньги
заработаны честно - 34
Я против, т.к. честно такие деньги не заработаешь - 42
Я против таких денег, даже если они заработаны честно - 4
Затруднились ответить - 6
Данные приводятся в процентах
Каждый день в Москве
- умирает от 30 до 60 чел.,
- угоняют до 60 автомобилей,
- совершается в среднем 5 убийств,
а также
- до 10 самоубийств,
- до 350 мелких и крупных преступлений, в том числе:
- до 30 грабежей,
- до 100 краж,
- до 20 крупных и до 250 мелких ДТП, в которых непременно гибнет несколько человек.
МЫ ЖИВЕМ в неспокойном городе. Глядя хотя бы на сводки столичного ГУВД, с этим никто не будет спорить. В любом случае мы давно привыкли и воспринимаем десятки трупов в день как нечто само собой разумеющееся. Плохой погоде удивляемся и возмущаемся больше, чем очередному убийству или ограблению. Большой город - разводим мы руки, - чего тут только не происходит... И не замечаем при этом, как постепенно превращаемся в бесчувственные машины по потреблению криминальной хроники. С депрессивно-ипохондрическим складом ума и неизменным пессимистическим настроем.
Некрофильский синдром
МОЙ дом расположен рядом с одной из самых загруженных городских магистралей - Рязанским проспектом. На шумном перекрестке, который виден из моего окна, почти ежедневно случаются аварии. И каждый раз мало-мальски серьезное происшествие независимо от времени суток собирает многочисленную аудиторию. Взявшихся неизвестно откуда праздных зрителей милиция отогнать не в силах: они смакуют очередную трагедию как бесплатное увлекательное зрелище. Еще один пример. В новостях показывают репортаж с места трагической гибели офтальмолога Святослава Федорова. На заднем плане та же толпа возбужденных зевак, радующихся возможности "засветиться по телеку", кокетливо улыбающихся и строящих в телекамеру рожи. Как будто речь идет о веселом празднике...
ЧП, трупы и кровь давно стали в нашем городе частью повседневной жизни. Но главное, мы (хотя, если подумать, это нелогично и странно) все это считаем нормой. Психолог Мария КАМЕНЕЦ объясняет это тем, что на москвичей ежечасно и отовсюду обрушивается огромное количество негативной информации, из-за чего эмоциональный отклик к "посторонней" беде в конце концов притупляется. Но это еще не все. Ученые считают, что в каждом человеке заложен ряд не вполне цивилизованных инстинктов, в числе которых инстинкт... некрофильский.
Способность разумно контролировать инстинкты у каждого разная и зависит в первую очередь от воспитания и уровня интеллекта. Но так или иначе время от времени возникает потребность, пусть неосознанная, свои некрофильские страстишки удовлетворять, снимая таким образом еще и стресс. У москвичей есть прекрасная возможность делать это с помощью искусственно вызванных острых ощущений: бесплатные уличные "спектакли" - аварии, драки, та же криминальная хроника. Причем если для одних расчлененные трупы и разбитые машины не более чем леденящее кровь шоу, то для других - это антидепрессивная терапия. Например, моя соседка, пожилая и вполне добропорядочная женщина, говорит, что, беря в руки свежий номер газеты, она первым делом заглядывает в криминальные сообщения: "Когда я читаю о чужих напастях, мне становится легче. Я понимаю, что у кого-то беды пострашнее моих". Как показывают исследования, она в таком "кровожадном" пристрастии не одинока.
"Житель современного мегаполиса тонет в информации, - соглашается Мадрудин Магомед-Эминов, зав. лабораторией "Личность и стресс" психфака МГУ, - которая подменяет реальность, давая суррогат настоящих человеческих отношений и переживаний. Как жизнь, так и смерть в большом городе обесцениваются. А в Москве сегодня вообще процветает порнография смерти, которая все больше воспринимается как ходовой товар, а не как реальная трагедия. Пытаясь адаптироваться к такой жизни, москвичи постепенно утрачивают способность к сопереживанию, впадают в эмоциональную спячку".
Но как только возникает необходимость в конкретной помощи, на смену любопытству, как правило, приходит обычное равнодушие. Давно известно, что, если на вас, не дай Бог, ночью напали на улице, просто звать на помощь в Москве бесполезно, лучше кричать "пожар!". Иначе никто не придет. Человек может часами лежать без сознания, а люди будут проходить мимо, не обращая на него никакого внимания. У меня сложилось впечатление, что горожане с каждым годом действительно черствеют, становятся более недоверчивыми и отчужденными. Один французский ученый однажды справедливо заметил, что степень отчужденности людей прямо пропорциональна плотности населения. Над желанием помочь все чаще берет верх недоверие, а также элементарный страх, боязнь оказаться причастным к чужим проблемам.
Богатых - на мыло?
НО ПОМИМО подозрительности и равнодушия многих из нас обуревает еще одно не самое продуктивное по жизни чувство - зависть. В особенности по отношению к людям, достигшим успеха и благополучия.
Виноваты здесь, скорее всего, как культурологические, так и социально-экономические факторы: презрение к богатству и амбициям и культивация бедности, веками внедрявшиеся в наше сознание, и социальные контрасты, особенно актуальные для мегаполисов. "В большом городе, - объясняет Мадрудин Магомед-Эминов, - человек теряется в толпе - буквально и психологически. Снижается ценность отдельной личности. Срабатывает феномен "маленького человека", страдающего комплексом неполноценности и недостатком самоуважения, отчасти компенсировать который можно, завидуя другим. Зависть - это бунт оскорбленного самолюбия слабого, неуверенного в себе человека. Причем психика горожанина подчас деформируется настолько, что он утрачивает способность адекватно воспринимать положительную информацию, идентифицируя себя исключительно с проблемной стороной жизни". (Последнее наблюдение специалиста подтверждают результаты исследований, которые наша газета регулярно проводит среди читателей. Самый высокий рейтинг имеют "ужастики" - рассказы о маньяках, преступлениях, а также проблемные материалы. А публикации с позитивным настроем, к примеру рассказывающие о людях, самостоятельно добившихся успеха, практически не получают отклика.)
Где же выход? В ближайшем будущем ситуация в Москве вряд ли изменится к лучшему, если только... не изменимся мы сами. Перестанем жаловаться на жизнь, при этом тихо ненавидя преуспевающего соседа, преодолеем неуверенность в себе и наконец начнем что-то делать. Не забывая при этом, что в любых ситуациях мы прежде всего остаемся людьми. Пребывая в эмоциональной спячке, мы разве живем полноценной жизнью?..