УГРОЗА введения повременной оплаты за телефон давно висит над нашим городом. Год назад на повременку перевели некоторые категории организаций. С апреля года нынешнего уже все предприятия вынуждены считать "телефонные" минуты. Кроме того, упорно муссируются слухи, что простых москвичей тоже скоро ждет подобная участь. Официальные лица, конечно же, все отрицают, но, как говорится, нет дыма без огня...
Кому это выгодно
ПОВРЕМЕНКА точно нужна связистам. Дело в том, что с нашей привычкой часами висеть на телефоне и превращать его из средства передачи информации в самый удобный способ личного общения "телефонный" бизнес становится крайне выгодным. Но тарифы на оплату обычных телефонов устанавливаются на федеральном уровне, поэтому "разгуляться" МГТС явно негде: реальных доходов они с фиксированной абонентской платой получают гораздо меньше, чем могли бы. Кстати, выгоду в введении повременки усматривает не только МГТС, но, по результатам соцопросов, еще и предприниматели с высоким уровнем доходов и мужчины преклонного возраста. Все те же исследования объясняют этот феномен следующим образом: крупные бизнесмены уже давно перешли с обычной на сотовую связь, поэтому подобные решения их особо не задевают. Кроме того, части из них кажется, что эти меры станут дополнительной защитой от компьютерных взломщиков. Что касается мужчин постпенсионного возраста, то они потому достаточно редко пользуются телефоном, что отдают предпочтение телевизору, и повременка для них - способ сэкономить.
Кому это - беда
С ДРУГОЙ стороны, зачастую телефонный кабель становится чуть ли не единственной ниточкой, связывающей стариков с окружающим миром. Да и для остальных горожан общение с друзьями и родственниками "с глазу на глаз" давно сменилось ежедневным набором знакомых номеров. Что вполне естественно, учитывая столичные расстояния и постоянный дефицит времени. Поэтому для большинства москвичей введение повременки станет просто стихийным бедствием: бюджеты многих семей затрещат по швам. Это, кстати, подтверждают и опросы: не собираются отказывать себе в телефонном общении только достаточно обеспеченные люди, не придающие значения подобному подорожанию. А вот остальные признались, что количество использованных "телефонных" минут придется весьма ощутимо сократить. К этой группе относятся как раз самые незащищенные слои населения: люди с низким доходом, в том числе и пенсионеры.
Активные противники повременки надеются, что технически это сделать сложно и, кроме того, очень накладно. Вынуждена их огорчить: по мнению специалистов Департамента по антимонопольной политике в области связи, МОСКВА ПРАКТИЧЕСКИ ГОТОВА К ВВЕДЕНИЮ ПОВРЕМЕННОЙ ОПЛАТЫ. Большинство ее телефонных станций снабжено оборудованием, которое не требует наличия специальных счетчиков у каждой квартиры, но даже и с установкой приборов игра стоит свеч.
Варианты есть!
СПОРЫ сейчас идут вокруг того, с какой минуты взимать плату. Проще всего уравнять частных лиц с юридическими и выделить им те же 613 "абонентских" минут в месяц, а далее - согласно тарифу. Но, как разъяснил депутат Мосгордумы Степан Орлов, есть решения и поинтереснее: например, сократить абонентскую плату, но оплачивать каждую минуту разговора или платить фиксированную сумму за разговор, сколько бы он ни продолжался. А вот "демократичный" вариант: предоставить человеку выбор между ежемесячной абонентской платой и повременкой. А как быть с Интернетом? Он-то точно подорожает. Конечно же, компьютерщикам обещают ночную халяву. Но многих это не устроит. Интернет - уже давно не игрушка, и люди активно пользуются им днем. Кроме того, вводя повременку, МГТС, скорее всего, поднимет расценки и для провайдеров, что неминуемо отразится на простых "нетчиках".
Теперь о главном: кто нас будет защищать? Это покажется странным, но больше всех недовольны... столичные власти. Их иск о неправомерности федерального повышения абонентской платы за телефон уже лежит в арбитраже, теперь обещают бороться за отказ от идеи повременки. Правда, раньше у московского правительства было больше шансов: проводить манипуляции с "телефонными" финансами можно было только с их согласия, а теперь "добро" дает Министерство по антимонопольной политике. Но, как рассказал депутат Мосгордумы Степан Орлов, и Дума, и мэр будут выступать с законодательной инициативой, предусматривающей отказ от введения повременной оплаты за телефон в столице.
Но существует и еще один подводный камень. Пресс-служба МГТС утверждает, что они ничего не решают - все в руках "федералов". С тарифами понятно - их действительно устанавливают на государственном уровне, а вот принять решение о введении повременки, как разъяснили в Департаменте по антимонопольной политике в области связи, можно ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАЯВКИ ОПЕРАТОРА, то есть МГТС. Тут-то и открывается самое интересное: судя по информации в прессе, активнее всего идея повременной оплаты лоббируется "федералом" ОАО "Связьинвест", которое, между прочим, является самым крупным акционером МГТС. Но самое смешное даже не это, а то, что когда-то столичные телефонисты всячески старались поправить свое материальное положение именно путем продажи акций. Получается: акции проданы, а латать дыры в кошельке МГТС все равно будут за наш счет?!
КОММЕНТИРУЕТ юрист Леонид ОЛЬШАНСКИЙ:
ВО-ПЕРВЫХ, введение повременной оплаты за телефон в столице нарушает Гражданский кодекс и Закон "О защите прав потребителей", потому что, согласно этим документам, обязательства возникают только из закона или договора. Гражданин и его семья заключили много лет назад договор на обслуживание, условием которого была ежемесячная оплата, пункт о повременной оплате в договор не внесен. Важнейшим же условием любого договора является недопустимость его изменения в одностороннем порядке. Во-вторых, согласно ст. 19 Конституции, все граждане нашей страны равны, независимо от профессии, образования, материального положения и МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА. Здесь же получается, что москвичи будут поставлены в заведомо худшие условия, чем жители других регионов России. Поэтому я полагаю, что в данной ситуации действия Министерства связи, МГТС и поддержавшего их Министерства по антимонопольной политике противоречат Конституции и принципу социальной справедливости, который должен идти рука об руку с принципом законности.