С 1 января 2001 г. вступило в действие постановление Мосгордумы "О порядке определения размера безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам на строительство или приобретение жилища в городе Москве". Отныне не нужно доказывать, что ты бедный, и доставать при этом разными окольными путями справку о своем небольшом доходе. Кроме того, значительно увеличена сумма субсидий. О том, какой долгий и нелегкий путь прошел этот документ, нашему корреспонденту Вениамину ВЫЛЕГЖАНИНУ рассказывает председатель комиссии по жилищной политике и коммунальной реформе Мосгордумы Галина ХОВАНСКАЯ:
ОДНО из самых серьезных изменений, которое было внесено в новый документ, заключается в том, что привязку депутаты сделали не к доходу, а только к году постановки человека на учет по улучшению жилищных условий. Я считаю, что это более справедливо. Чем больше простоял человек в очереди, промучался в коммуналке или общежитии, тем выше субсидия.
С принятием этого документа возможности для махинаций чиновников резко ограничены. Раньше человек через год приходил за субсидией, которая положена была через 9 лет. И ему говорили - поедешь в Митино, получишь приличную субсидию 66%. А если через год она будет составлять лишь 5%, то никто за ней вне очереди не пойдет.
А сколько сил было потрачено, чтобы доказать необходимость своей таблицы для льготников. Никак не хотели чиновники их выделять в отдельную очередь. А ведь у нас порядка 40% очередников - это льготники. И сейчас в основном предоставляем квартиры им, а что остается другим? Люди, если у них нет никаких льгот, стоят в очереди с 1983 года и не могут до сих пор получить квартиру. Поэтому для очередников-льготников мы предложили отдельную таблицу, где выход на субсидию в 90% они получат через 7 лет.
Новую таблицу расчета субсидий я предложила еще в мае. Пришлось преодолевать сопротивление чиновников. Особенно упорно они не хотели увеличивать субсидию до 90%. Я два раза встречалась с мэром, рассказала ему основные идеи нововведений. Говорила, что таблицу ни в коем случае нельзя связывать с минимальным размером оплаты труда. МРОТ сейчас меняется раз в полгода, и через какое-то время вся таблица выродится в одну строчку, то есть практически все будут иметь право на получение почти максимальной субсидии. Один 15 лет отстоял, а другой всего 2 года, и они практически одинаковую помощь получат. Разве это справедливо? А сейчас действует простая схема, ничего считать не нужно. Когда я сказала, что при принятии этого документа мы акцент делаем на "старых" очередниках, перед которыми у нас максимальные обязательства, то, надо отдать должное, Юрий Лужков согласился с этими доводами.
Почему я так подробно привожу историю создания этого документа? Дело в том, что в России действует пока старая схема. И если в регионах захотят ее изменить, то хочется, чтобы депутаты знали, с чем им придется столкнуться в процессе работы, и были бы готовы к этому.
По поводу изменения таблицы в общероссийском масштабе я разговаривала с руководителями Госстроя РФ, предложила им внести аналогичные изменения в постановление правительства. Но в Госстрое пока меня не поняли.