Примерное время чтения: 6 минут
61

Скелеты нашего двора

ПОМНИТЕ пословицу: пока гром не грянет, мужик не перекрестится? Обидно, но ко многим решениям столичных властей она подходит наилучшим образом. Например, в свое время начался "ракушечный" бум, в московских дворах, как грибы после дождя, плодились гаражи-пеналы. Теперь власти бьют тревогу, принимают постфактум какие-то решения, хотя, казалось бы, проще было не допустить подобного "стихийного бедствия", чем бороться с его последствиями. Или проблема утилизации отслуживших свое "легковушек". Относительная легкость передвижения через границу дала о себе знать: иномарки хлынули потоком в столицу. Причем новые машины стали появляться на наших дорогах не так давно, поэтому большинство заграничных авто уже совсем исчерпали свой ресурс. Да и отечественных "Москвичей" и "жигуленков", купленных еще в доперестроечные времена, в Москве предостаточно. Вот и гниют они во дворах - с блестящим прошлым и совсем без будущего, а все потому, что, несмотря на постоянно увеличивающееся количество машин, ничего вразумительного в области утилизации автомобилей в столице так и не появилось.

Собираем бумажки

КОНЕЧНО же, говорить о том, что в городе в принципе нет организации, избавляющей нас от автомобильного хлама, нельзя, иначе мы просто задохнулись бы под грузом металлолома. Зато с уверенностью можно констатировать другое: перерабатывающих мощностей явно недостаточно, да и сама система утилизации крайне несовершенна.

Сегодня в столице на учете стоит более 2,3 млн. автомобилей. Из них 1,6 млн. - частные легковушки, причем треть - это машины старше 7 лет. Каждый год из разряда "средство передвижения" в разряд "полная недвижимость" переходит более 130 тыс. автомобилей. А вот утилизируют из них всего 20 тыс. Согласитесь, разница более чем ощутимая. Участь всех остальных "железных коней" с переломанными ногами решена заранее. Те из них, что еще в силах передвигаться сами, предусмотрительные хозяева отгоняют подальше, желательно в какой-нибудь лесок, дабы под влиянием времени и непогоды они изменились до неузнаваемости. А остальные спокойно доживают свой век во дворах или попросту на обочинах. Зачастую подобные останки и автомобилем-то назвать сложно: так, некогда пригодный к использованию кузов. Причем если вы думаете, что столь печальную картину увидеть можно только где-нибудь ближе к МКАД, то глубоко заблуждаетесь. Согласитесь, назвать окраиной Большую Бронную или Красную Пресню сложно, а вот увидеть там подобный экземпляр проще простого. Кстати, простоять под открытым небом бесхозная машина может до полного исчезновения. Потому что, даже если кто-то обратит на нее внимание и сообщит "куда следует", сам по себе процесс утилизации - дело долгое, муторное и неблагодарное.

Если у автомобиля есть номера, тогда ищут его владельца и настоятельно просят убрать машину. Сделать это можно двумя путями: либо узнать в своей управе адрес стоянки для отработавших автомобилей и отвезти туда ее самому (доброе дело сделаете!), либо подождать, пока ее уберут соответствующие службы. В любом случае от автолюбителя требуется снять машину с учета в ГИБДД, для этого достаточно предъявить техпаспорт, написать заявление, оплатить дорожный сбор и сдать номера. Гораздо сложнее, если машина без номеров. Тогда в префектуре создается особая комиссия, которая решает, стоит эвакуировать или нет. Если решение положительное... все равно будут искать владельца (например, по номеру двигателя). А тем временем груда металла хранится на специальной площадке, через год ее уже можно признать официально именно бесхозным металлоломом, а не чьим-то имуществом. Правда, только через суд, который подобные иски принимает крайне неохотно из-за несовершенства законодательства. Замкнутый круг! А аренда земли под площадку, не говоря уже об эвакуации, оформлении документов и т. п., стоит денег. Так что в среднем одно бесхозное авто, по данным экологической комиссии Мосгордумы, обходится городу в 140-200 долл., а ведь могло бы приносить прибыль!

А если рублем?

ВИДИМО, гром-таки грянул и терпеть убытки городским властям надоело. Поэтому в столице решили срочно создать полноценную инфраструктуру по утилизации автомобилей (авторециклинг), которая должна в корне изменить положение отработавших машин и их владельцев. Потому что теперь заботиться не только о жизни, но и о достойной кончине авто будет именно хозяин.

Новинкой мирового масштаба такая система, конечно же, не является. На Западе с незапамятных времен владелец платит за переработку своей машины. Чаще всего этот сбор включен в первоначальную стоимость авто, но в некоторых странах платит последний владелец. В любом случае, бросить машину на улице никто не рискует - штрафы слишком высоки. К тому же некоторые крупные автоконцерны предоставляют скидку при покупке новой машины, если приехать к ним на совсем старой. Да и сама по себе утилизация является не бременем, а доходным бизнесом. Теперь нечто подобное хотят сотворить и у нас.

Пока неясно, кто из владельцев будет платить "похоронный" взнос, понятно одно: для большинства москвичей сумма в 200 долл. весьма внушительна. Правда, председатель экологической комиссии Мосгордумы Владимир Катушенок утверждает, что 80% этой суммы - затраты на хранение авто в течение года. И если сократить этот срок до 1 месяца, сумма резко уменьшится. К тому же часть окупится за счет переработки кузовного металла, так что реально платить надо будет 35-40 долл. При этом создатели проекта обещают предусмотреть скидки для тех, кто сам будет отгонять свой атомобиль на стоянку, а также льготы для малообеспеченных. И, естественно, непомерные штрафы для тех, кто "увиливает". Это то, что получим мы. Город же должен выиграть много больше. Особые надежды возлагают на переработку металлолома: 20% любого автомобиля - металл, цена его достигает 10 долл. за тонну, предполагается, что после дополнительной обработки она подскочит до 75 долл. Также перерабатываться будут масла, аккумуляторы, масляные фильтры, автопокрышки, технические жидкости.

Но на все нужны деньги: 50 млн. долл. Кстати, они почти есть: данным проектом заинтересовались иностранные инвесторы, да и от наших предложения поступают. А "почти есть" потому, что эти люди свои деньги терять не намерены и им нужна четкая законодательная и налоговая база. Как раз с этим-то у нас и возникают проблемы, потому что составить программу - это одно, а принять закон и, тем более, разработать приемлемую систему налогообложения - это совсем другое. Так что, сколько еще поколений автомобилей сгниет на улице, вряд ли кто-нибудь предскажет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно