Примерное время чтения: 4 минуты
411

Змей Хамидыч

О НЕМ заговорили почти сразу после ввода войск в декабре 1994 г. Тогда Ваха Хамидович Арсанов командовал подразделением, разгромившим отряд федеральных войск у поселка Долинское. Дальше в его послужном списке стоит оборона станицы Петропавловской под Грозным и самый первый бой на печально известной площади Минутка. Их потом было много... Во время боев за Грозный он взял себе позывной "Змей", который сохранял в течение всей войны.

Но это, так сказать, внешняя - "официальная" деятельность Вахи Хамидовича. Гораздо меньше он известен как вполне сложившийся террорист. А зря. Ведь в свое время Арсанов готовил теракты против главы Чеченской Республики Доку Завгаева, председателя правительства ЧРИ Николая Кошмана и других врагов, внешних и внутренних: есть вполне конкретные сведения о его прямой причастности к покушению на генерала внутренних войск Анатолия Романова.

Однако терактами сыт не будешь. Надо и жить на что-то. И будущий вице-президент одним из первых в Чечне начинает бизнес с заложниками. Под его руководством осуществляется захват словацких рабочих, а затем российских и итальянских журналистов. В этих "недостойных мужчины и мусульманина актах" в январе 1997 г. его открыто обвиняет тогдашний президент Чечни Зелимхан Яндарбиев и шеф госбезопасности Абу Мовсаев. Более того, в 1997 г. прокуратура ЧРИ заявила о намерении возбудить уголовное дело против Арсанова по обвинению в причастности к похищениям людей. Но так почему-то и не возбудила.

Причастность Арсанова к похищениям журналистов была, по одной из версий, причиной ухода Басаева в отставку с поста вице-премьера. Басаев будто бы требовал, чтобы Арсанов освободил хотя бы журналиста НТВ Елену Масюк, у которой с Басаевым сложились добрые личные отношения, но получил отказ.

В августе 1997 г. президент телекомпании НТВ Игорь Малашенко после освобождения журналистов НТВ и "ВиДа" открыто заявил, что в их похищении виновен Ваха Арсанов.

Но никто не сказал тогда, что за первых освобожденных журналистов было заплачено 2 млн. долл. При этом исполнителям досталось по 50 тыс. долл., а остальные деньги, как утверждают, присвоил вице-президент Арсанов.

Этот "послужной список" похищений, терактов и прочих "шалостей" совсем не помешал Арсанову выдвинуть себя в декабре 1996 г. в качестве кандидата на пост президента ЧРИ. Но знатоки утверждали, что это был не более чем тактический ход. Уже через несколько дней Арсанов заключил с Асланом Масхадовым соглашение о распределении постов, став кандидатом в вице-президенты. Согласию в немалой степени способствовал и тот факт, что Арсанов женат на двоюродной сестре президента, то есть по чеченским понятиям является для него близким родственником. 27 января 1997 г. эта парочка выборы выиграла. Масхадов рассчитывал, что связка с Арсановым усилит его влияние на командиров. Этого, однако, не произошло. Дело в том, что главным авторитетом для чеченских боевиков был и остается Басаев. А как раз с ним у Арсанова отношения так и не наладились. Более того, в июне 1998-го дело доходит до перестрелки между ними в служебном кабинете Басаева, в результате чего Басаев получает пулю в ногу.

Одним из немногих полевых командиров, кто шел за Арсановым, был Арби Бараев (подробнее о нем см. "АиФ" N 10, 2000 г.), который является зятем Арсанова. По имеющимся сведениям, именно Ваха разработал и санкционировал похищение на территории Ингушетии сотрудников ФСБ Грибова и Лебединского, а исполнителем операции стал Бараев.

При деятельном участии Арсанова в Шали и Грозном были развернуты типографии по производству фальшивых рублей, а также американских 50- и 100-долларовых купюр. Типографию в Грозном в поселке Долинское курировал лично Ваха Арсанов, в Шали - Шамиль Басаев. В городе Страшены (Молдова) под руководством Вахи Арсанова и при участии его брата, который занимает пост заместителя директора крупнейшей в республике нефтяной компании, развернут "центр подготовки и реабилитации" боевиков Чечни. Но есть у этого центра и другая функция. Через него организована переброска фальшивых денег в страны Восточной Европы и ближнего зарубежья.

Сегодня Вахи Арсанова в Чечне нет. По имеющимся сведениям, бывший вице-президент большую часть времени проводит в Азербайджане и Грузии, где он обзавелся солидной недвижимостью.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно