Примерное время чтения: 4 минуты
112

Тайные пружины назначения губернаторов

10 губернаторов получили мандат доверия от В. Путина. Не прошел Д. Аяцков, а главу Корякского округа В. Логинова президент вообще уволил. Кто еще окажется в "черном списке" Кремля?

НОВЫЙ закон позволил губернаторам опережать события. Известно, например, что у приморского губернатора Дарькина непростые отношения с дальневосточным полпредом Пуликовским. А по закону, кандидатуры на пост губернатора, причем две, президенту предлагает именно полпред. Чтоб не рисковать, г-н Дарькин за полгода до истечения полномочий напрямую обратился к президенту и получил ярлык на княжение. Игру на опережение методом прямого выхода на Кремль предпочли и другие "добровольцы" - например, губернаторы Тюменской и Курской областей Собянин и Михайлов.

С другой стороны, Кремль сам спешил отработать новую технологию. Для начала переназначили целую группу лояльных губернаторов. И вдруг Путин проявил жесткость, уволив Логинова. Почему именно сейчас, ведь отопительный сезон в Корякии провален уже давно? Думаю, по двум причинам. Первая - показать региональным элитам, кто в доме хозяин. Вторая - поддержать рейтинг президента. Судя по всему, Путин всерьез озаботился собственным имиджем - вечером дарит бабушке новенькую "Волгу", утром увольняет чиновника, заморозившего вверенное население. А народ любит, когда царь наказывает зарвавшихся бояр.

Почему одних жалуют, других - нет?

ДУМАЮ, в механизме не обходится без коррупционной "смазки". Не лично же президент назначает губернатора. Решение проходит через аппарат. Там - группы влияния. Губернатор действует через своих людей, используя разные ресурсы, в том числе материальные. По моим наблюдениям, "стоимость" губернаторского кресла с ельцинских времен выросла в разы.

Конечно, есть и политические мотивы. Существует конкуренция различных групп влияния за то, чтобы посадить своего человека на регион. Здесь сталкиваются интересы бизнеса, силовиков, бюрократии... Как и в случае с Логиновым, политический резон был и при замене Аяцкова. Он считался ярким представителем ельцинской эпохи, со своими замашками. Потому и не вписался в вертикаль власти.

Думаю, немало новых губернаторов будет из силовиков. Хотя возможны и исключения. Например, многие ожидали смещения главы Эвенкии Золотарева, потому что он выходец из "ЮКОСа". Но Кремль его оставил. Вообще, в новом механизме много непредсказуемости. Решения принимаются под ковром, в треугольнике "местная элита - полпредство - Кремль", и мы не знаем заранее, как чиновники договорятся между собой. Аяцков был сильный губернатор, но пал. Дарькин - не очень сильный, но остался.

После отставки Логинова никто не чувствует себя уверенно

СВОЕГО рода "черной меткой" можно считать уголовное дело против губернатора. Оно означает, что глава региона не полностью контролирует местную элиту, в том числе силовую. К тому же прокурор едва ли заведет дело без поддержки Москвы. И неизвестно, надолго ли засидятся в своих креслах самарский Титов, ярославский Лисицын. Как и президент Калмыкии Илюмжинов. Все они, подобно Аяцкову, ельцинские кадры и в вертикальную модель рискуют не вписаться. Думаю, в группе риска и алтайский глава М. Евдокимов. Неслучайно на днях местная партобщественность дружно потребовала его отставки.

Заменив первый десяток губернаторов - "потренировавшись на кошках", в Центре будут думать о замене более влиятельных фигур. После отставки Логинова никто не чувствует себя уверенно. Даже недавно избранные губернаторы. Благо формулировка закона звучит расплывчато - уволить можно "в связи с утратой доверия, за ненадлежащее исполнение обязанностей". Фактически - любого.

Исключением могут стать лишь двое - Лужков и Шаймиев. Чтобы их снять, нужна очень серьезная "артподготовка". Москва и Татарстан - слишком крепкие бастионы для Кремля. В этом смысле показательной будет судьба Рахимова. У башкирской "крепости" и стены пониже, и опыт ее штурма имеется. Ни в Москве, ни в Казани нет контрэлиты, на которую Кремль мог бы опереться, а в Уфе она есть. Попытка замены Рахимова, как и еще одного яркого губернатора, Росселя, представляется более вероятной. Между тем в Татарстане депутаты уже пригрозили, что никого, кроме Шаймиева, не утвердят. А вскоре сам Шаймиев объявил, что заручился поддержкой президента еще на 5 лет. Похоже, разбираться с этими бастионами придется уже преемнику Путина.

Легче ли Центру стало управлять страной?

ПРОБЛЕМЫ впереди, когда придется назначать глав северокавказских республик. Как найти устраивающего всех лидера для Дагестана, где только официально числится около 30 разных народностей? Или для Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии? Управление чиновниками новый закон, возможно, и облегчает. Вопрос в том, насколько зависимые от Кремля чиновники способны решать насущные проблемы регионов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно