Примерное время чтения: 3 минуты
82

Кто старше?

В СЕНТЯБРЕ Израиль завершил вывод войск из сектора Газа. А что будет дальше?

ПОД давлением США, ЕС и России Израиль в конце концов может согласиться на передачу арабам еще каких-то поселений на Западном берегу реки Иордан. Но это не приблизит всеобъемлющего решения арабо-израильского конфликта, который скорее надо называть иудейско-мусульманским. "Мифологизированная идеология - вот камень преткновения в порочном кругу взаимной вражды, - убежден профессор Леонид Медведко. - Сионистские фундаменталисты не могут отказаться от мечты о великом Израиле, исламские - от воспоминаний о великом Арабском халифате". Корни этого самого длительного в новейшей истории конфликта ряд ученых находит аж в Ветхом Завете. Как известно, у арабов и евреев был один общий прародитель Авраам (Ибрахим), почитаемый и иудаистами, и мусульманами. У него было два сына: старший Измаил, рожденный от рабыни-египтянки Агарь, стал родоначальником арабов, и Исаак - родоначальник евреев, рожденный от законной жены Сарры. Леонид Медведко: "Потомкам старшего сына и должно принадлежать наследство Авраама - Святая земля и ее храмы. Весь вопрос в том, кого считать старшим. И хотя прародитель Авраам всякое кровопролитие воспринимал как небогоугодное, именно вокруг Святой земли между его потомками разгорелось больше всего войн, в основе которых лежала спекуляция религией".

С окончательной победой в Европе христианства, религии также авраамической, начались Крестовые походы за отвоевание Святой земли у "басурман", и в ХХ в. конфликт превратился в исламо-иудейский. "Мусульмане, более тысячи лет господствовавшие в Иерусалиме, в середине ХХ в. оказались на положении ущемленного в правах религиозного меньшинства и в споре за святые места проявляют такую же бескомпромиссность, как и их ультрарелигиозные противники в противоположном лагере", - говорит кандидат исторических наук Татьяна Носенко.

В результате решение самого болезненного вопроса - о статусе Иерусалима - конфликтующие стороны и спонсоры мирного урегулирования стараются отодвинуть как можно дальше. "Я думаю, что национальные конфликты, в том числе арабо-израильский, в принципе неразрешимы. Они сколь угодно долго могут находиться "в анабиозе", но рано или поздно вспыхивают с новой силой. Ни рационального объяснения, ни рационального урегулирования национальные конфликты не имеют," - полагает завотделом Израиля Института востоковедения РАН Татьяна Карасова... Поживем - увидим.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно