"Тихая моя Родина" - так называется выставка картин народного художника РФ Дмитрия БЕЛЮКИНА, которая сейчас путешествует по городам Центральной России.
- МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ напомнить людям историю страны, пережившей столько потрясений. Которая видела Петра I и Смуту, Гришку Отрепьева и триумф победы в войне 1812 г., кошмарную трагедию Гражданской войны и слом традиционной системы ценностей в послеоктябрьский период. Показать тот пейзаж, который остался еще незыблемым, хотя во многих областях, особенно вокруг столицы, становится неузнаваемым, не нашим, застраивается коттеджами новых русских. Дать возможность прикоснуться к святым местам православия, в том числе обжигающему солнцу Синая и глубокому небу Афона.
Как высказать мою скорбь об исчезнувшей России?
- СИНАЙ и Афон? Но это же не Россия.
- Синай - святая гора для всех христиан, в том числе православных, хоть и находится в Египте. А что касается Афона, не забывайте - независимая монашеская республика в ХIХ - начале ХХ века находилась под патронажем России. Это сейчас, после перекройки мира, Афон формально принадлежит Греции. Но раньше это была наша земля. Неоднократно русские корабли стояли здесь, в том числе и в 1828 г., блокируя выход турецкого десанта через Босфор и Дарданеллы. Мы защищали греческое восстание, которое принесло свободу этой стране, хотя турки готовили резню похлеще, чем армянам. Любопытный исторический факт. В ХIХ веке на Афоне встречалось много необычных монахов: крепких, могучих. Наше командование на всякий случай держало на острове контингент матросов и офицеров для возможного развертывания боевых действий в неспокойном мусульманском регионе. Этого не случилось, и почти все матросы постриглись в монахи и там закончили свой жизненный путь.
Душа русского человека не может все время ликовать
- ПРАКТИЧЕСКИ каждая ваша картина посвящена какой-то странице истории России. Почему вы выбрали это направление в живописи? Немодное сегодня и, честно говоря, неприбыльное. Запад покупает у наших художников пейзажи с березками или сильно мудреный авангард.
- Гордиться славой своих предков, говорил Пушкин, не только нужно, но и должно. Так меня воспитали. Я здесь вырос, и история страны - это моя история и моя боль. Как высказать мою скорбь об исчезнувшей России? Об ушедших в небытие гимназистах, лицеистах, курсистках, великих князьях и княгинях, героях-корниловцах, русском духовенстве и монашестве? Как показать скорбь, что нет сейчас этих людей, этих замечательных казаков, бородатых стариков-крестьян, купцов, монахинь, которые сорвались со своей земли и уплыли в неизвестную вечность эмиграции? Ни один "сильно мудреный авангард" не сможет выразить эту боль.
- Вы все время повторяете, что это ваша личная скорбь. Да, история России сложилась трагически. Но при чем тут вы, я или другие наши современники? Виновники трагедии названы, и мы живем уже в другом времени.
- Сопереживать тому горю, что выпало на долю России, что постигает ее в очередной раз, - это свойство каждого разумного человека. И это качество мы обязаны сохранить. Если мы забудем свою историю, то погрузимся в хаос однообразия. Посмотрите, о чем талдычат со всех сторон: "Не задумывайся, скушай "Твикс", заработал - оторвись по полной, заработал - потрать". Но душа русского человека не может все время ликовать, иначе это будет уже не наша душа.
История движется не по кругу, а по спирали
- НО ПОЧЕМУ персонажи ваших картин - не сегодняшние? Или хотя бы не вчерашние: нет Ельцина-Горбачева, Ленина-Сталина. Почему вы зацепились за события "на 200 лет назад"?
- Как известно, история движется если не по кругу, то по спирали. Мне, чтобы ответить на современные вопросы и проблемы, а главный из них - почему русские офицеры оказались выброшенными за борт истории, что происходит, к сожалению, и сегодня, не обязательно рисовать современных героев. Я отвечаю на свои вопросы картинами о белогвардейском движении. Эта аналогия мне интересна как историческому художнику. Художник не обязан писать на злобу дня, иначе все это превратится в репортаж, а не картину. Сейчас задумал серию о том, как жила армия Кутепова после эвакуации из Крыма в турецкой голой пустыне Галлиполи. Это единственное формирование, которое не дало себя разоружить. Они не сдали ни одной винтовки, ни одного патрона. У них были пушки, они устраивали парады. Это была мобилизованная Россия, которая, к сожалению, не дождалась своего часа, своего призыва. Представить, что их смогли бы привлечь на свою сторону фашисты, как тех же власовцев, невозможно. Не пошли бы. Они не любили большевиков, но они любили Россию. Это пример мужества и доблести русского офицерства. А герои сегодняшнего дня, тем более политики - это еще не герои с точки зрения истории. Многие из них, увы, однодневки.
- Которые тем не менее решают судьбу нашей страны.
- И не всегда адекватно. В прошлом году я ездил на остров Итуруп. Тот самый, который некоторые наши горячие головы мечтают отдать Японии, что считаю настоящей диверсией. Сегодня там построен и работает современный рыбный завод, налажена инфраструктура, тысячи жителей окрестных островов, приезжают даже из Южно-Сахалинска, получают достойную зарплату. Все это удалось наладить благодаря предпринимателю Александру Верховскому, награжденному Фондом Андрея Первозванного премией "За веру и верность". Бизнесмен вложил в развитие острова миллионы. Здесь построен причал, и теперь рыбу японцы не воруют, а покупают. И разговоры, что лучше этот остров продать, мы его не освоим, - негосударственные. Продать гораздо проще, чем сохранить или приобрести. Конкретный пример - как Хрущев продал русскую недвижимость в Иерусалиме. Русский народ собирал пожертвования на приобретение какой-то части территории Храма Гроба Господня. Россия дипломатическим путем приобретала и строила в Иерусалиме богадельни, больницы, фактически владела всем городом. Хрущев же продал эту собственность. По цене... с чем бы сравнить?.. Сколько стоит сегодня один метр земли на самом дорогом... кладбище Иерусалима. И часть заплатили апельсинами: мол, советскому народу нужно есть витамины. Апельсинов было так много, что основная масса их сгнила в Одессе. Позор: сгнившие апельсины взамен потерянных святынь. Кстати, сегодняшние тяжбы евреев и арабов были бы невозможны, если бы Россия по-прежнему там всем владела. Не было бы повода для дележа.