Примерное время чтения: 8 минут
379

Прогулки в огне. Они танцуют на углях, раскаленных до адской температуры

Вот уже сотни лет в горных болгарских селах танцуют на раскаленных углях, на которых легко вскипает вода. Ученые не могут понять, почему эти люди не испытывают никакой боли и что защищает их от ожогов. Обозреватель "АиФ" провел собственное расследование этого феномена...

...ГЛУБОКО вздохнув и размашисто перекрестившись, Иван Зайков ступил босыми ногами на раскаленные докрасна угли. Жар от кострища был такой, что у меня, стоявшего в двух метрах, на лбу сразу выступили крупные капли пота. Заиграла флейта, и в небо взвился сноп огненных искр. Легкой поступью, порхая, как бабочка (что при его 120-килограммовом весе смотрелось весьма необычно), Иван начал танцевать. Ноги полностью погружались в угли, на которых за пять минут запросто можно было бы изжарить цыпленка. У нормального человека при столь чудовищной температуре с ног уже давно слезла бы кожа. Но Иван продолжал кружиться в самом пекле, убыстряя темп. Когда через полчаса он закончил танец, мы сели за стол, взяв по стакану вина. На ногах Ивана не было ни одного следа не то что ожога, а хотя бы капли пота - как будто он не танцевал, а парил над огнем. "Неужели совсем больно не бывает?" - спросил его я. "Еще бы не бывает! - ответил он. - Дети пластмассовую пробку в костер бросят, а неделю назад на осколок бутылки напоролся - прям глаза на лоб полезли". - "Да нет, я имею в виду - на огне-то не больно?". Иван посмотрел на меня непонимающим взглядом: "А что там может болеть? Я уже сорок лет по углям хожу - никаких проблем".

"Ее платок упал в пламя, но не загорелся"

ТАНЕЦ этот в Болгарии - одна из самых древних и столь же таинственных загадок в истории человечества: в Софии даже есть специальный институт, изучающий специфику - каким образом нестинары могут без проблем ходить по огню, словно по пуховой перине. Их ноги постоянно подвергались всевозможным анализам ученых практически всех европейских стран - сначала была версия, что, возможно, у некоторых имеются утолщения на подошвах, однако потом ее отмели - во время танца нестинар зарывается в угли почти до лодыжки, но при всем этом не горят даже волосы на ногах мужчин. Делались тесты - не обрабатываются ли ступни танцующих дорогостоящим несгораемым составом, используемым при голливудских спецэффектах? Но это также не подтвердилось.

Села "огнепроходцев" расположены в основном возле турецкой границы, недалеко от горной гряды Странджа. Одно из таких поселений - Болгари - считается оплотом нестинарства: там уже двести лет есть специальное место для танцев, а также церквушка, откуда при хождении по углям берутся особые иконы - святого Константина и святой Елены. Откуда у них традиция мистического танца - местные жители не знают.

- Я до сих пор не понимаю, как танцорам удается делать такие вещи, - рассказал в интервью "АиФ" староста села Михайло Диков. - Жаровня сооружается с самого утра - сжигаются три телеги дров. Причем нужно, чтобы они горели несколько часов, температура углей должна достигнуть 500 градусов. Считается, что сначала по огню проходят невидимые глазу святые - Константин и Елена, а потом уже разрешается танцевать женщинам, изредка - мужчинам. Сам я лично видел, как во время танца платок нестинарки упал в огонь, но... не загорелся. Был еще случай, когда греческие ученые, насмотревшись на танец, сами решили попробовать, каково это - стоять на углях. Ну, увезли их на "скорой" с ожогами второй степени.

- Мы с шестидесятых годов исследуем феномен нестинаров, - говорит профессор Елена Младенова. - Чего только про них не говорили: что жар огня блокируется угольной пылью и что танцоры двигаются слишком быстро, чтобы не обжечься. Кто-то считает, что танец идет из Древнего Египта, поскольку в местных храмах жрецы также танцевали на углях, олицетворявших собой зимнее солнце, - и огнище было, как и у нас, обращено на восток. По другой версии - танец в огне стал обычаем, когда Болгария входила в состав Римской империи. Будто бы это был танец весталок - девственниц, посвятивших себя языческим богам.

"Нужно сжимать пальцы ног, чтобы не проскочила искра"

ОДНАКО не все так просто. Уже упомянутый нестинар Иван Зайков рассказал мне, что сначала он плясал на углях вместе с женой. Но во время одного из выступлений на ней загорелась одежда - причем не внизу, а наверху. Женщина сочла это плохим знаком: "Святой Константин дал мне такие возможности, а я танцую за деньги. Это грех, и он предупредил меня". Теперь жена Ивана больше не танцует, а он продолжает делать это каждый вечер перед туристами - жить-то надо.

Хотя настоящее хождение по огню в Болгарии, видимо, через 10-15 лет полностью исчезнет: в самом селе Болгары, как говорит староста Михайло Диков, остались лишь две старые женщины, способные пройтись по углям.

- Главное, что я усвоил, - рассказывает 65-летний Иван Зайков, - нужно плотно прижимать ступню к углям во время танца, чтобы не проникал воздух, иначе будет ожог. Также следует плотно сжать пальцы ног, чтобы между ними не проскочила даже мельчайшая искра. Ну и, разумеется, пытаться отключить сознание: не думать о том, что ты - в центре костра. При танце я ничего не чувствую и никого вокруг не вижу.

Скорее всего, нестинары действительно впадают в транс - что-то типа нирваны, в которую погружаются индийские йоги и буддийские монахи. Это полугипноз, во время которого отключаются определенные участки мозга, отвечающие за чувствительность. Именно поэтому нестинарки подолгу молились перед походом на огнище, впадая в полубессознательный религиозный экстаз, - они действительно верят, что перед ними по углям идут святые и босым ногам этих женщин ничего не повредит. Гипнотизеры со стажем подтверждают случаи, когда к коже человека прикладывают раскаленный предмет и внушают испытуемому, что он холодный. В этом случае поверхность тела остается девственно чистой. Так и с нестинарами - они легко несутся в вихре танца по углям адской температуры, но если в спокойной обстановке приложить к ноге нестинара горящую сигарету - он отдернет ногу. Однако у других людей, которые не родились в нестинарских селах Странджи, этот танец почему-то не получается: вроде все делают правильно, но не выходит у них по огню ходить - и все тут. Дело в истовой вере в Христа или в чем-то другом - мы не знаем. Печально, что нестинарское искусство огненной пляски медленно исчезает - но, к сожалению, такова особенность атомного века: он стер с лица планеты множество подобных традиций, сохранявшихся тысячелетиями. И нам недолго осталось смотреть на танец в пламени, оставшийся в горах Странджи отголоском давно исчезнувших империй.

Кстати

В ДРЕВНЕЙ Руси танцы в огне тоже не были чем-то необычным. Остаток этих традиций - языческий праздник Ивана Купала, когда совершались прыжки через костер, который "разжигали до небес". Как правило, несмотря на сильное и высокое пламя, ни у кого из прыгнувших не были опалены волосы и брови. Костер, разжигаемый волхвами, считался "священным", а огонь - "ласковым". А еще раньше (примерно за сто лет до воцарения в Киеве князя Аскольда - то есть в VIII веке) при объявлении войны девушки славянского племени кривичей танцевали ритуальный танец на закопанных в землю (так, чтобы торчали только острия) и раскаленных добела лезвиях мечей, призывая на помощь богов. Считалось, что если ни одна из девушек не обожжется и не порежется - значит, война будет успешной. А уже при христианском князе Киевской Руси Владимире летописцы свидетельствовали о "чуде под градом Черниговом" - небольшой отряд печенегов попытался напасть на одно из окрестных сел, где проводился праздник. Но, увидев, как местные женщины танцуют в огне, суеверный командир печенегов отказался от штурма: "Боги на стороне русов, ибо не может обычный человек через пламя перейти".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно