Примерное время чтения: 7 минут
1315

Виктор Сухоруков: "Я знаю лекарство от боли"

"Я вымучил этот антиболевой рецепт только потому, что начал тяжело, а продолжаю светло и самодостаточно", - признается актер.

ВООБЩЕ-ТО Сухорукова надо поселить в каком-нибудь заповеднике и охранять, как редкий вымирающий вид. Потому что в наше циничное время, когда мы отмериваем чувства, будто в аптеке - по каплям, он разбрасывает свою душу щедро - горстями. И когда играет, и когда просто разговаривает с абсолютно незнакомыми ему людьми в аэропорту. И где бы Сухоруков ни появился, все сразу начинают улыбаться: "О, это ж тот, который Брат. Ну, тот, лысый!" И бегут с ним фотографироваться. А Виктор никому не отказывает. Наоборот, он благодарен судьбе за такой подарок - человеческую любовь.

"Я не борец, я клоун"

- ВЫ УЖЕ успели сыграть и Ленина, и Павла I. А если лет этак через 15 вам предложат сыграть кого-нибудь из новых царей - Ельцина, или Горбачева, или Путина, - согласитесь?

- С удовольствием сыграю тех людей из власти, которые либо агрессивно строили, либо агрессивно разрушали. Тот, кто делает огромное добро или большое зло, интересен актеру. Кого бы в пример привести? Даже не знаю. Вот, вешают на Михаила Горбачева разрушение СССР. Но я думаю, что он все равно не дорос до легенды, до мифа. И Ельцин не станет мифической фигурой в мировой истории. Мы немасштабно живем - если смотреть на наше существование с позиций Древнего Рима или Средних веков, когда рушились цивилизации. Нынешнее разрушение систем для истории - лишь разрушение избушки и строительство на ее месте малю-ю-сенького коттеджика. С пристроечкой.

- В России актеры всегда старались быть поближе к власти. Это наша специфика или во всем мире люди творческие тянутся поближе к сильной руке?

- Вопрос пока не ко мне - не грелся, не приближался, не участвовал.

- Почему?

- Во-первых, не приглашали. Во-вторых, не с чем выступать. А в-третьих, я и так тепло живу, и без их помощи. Другое дело, если вы меня спросите: актер и политика - вещи совместимые? С моей точки зрения, не актерское это дело - идти в политику. Обслуживать страну - да. Обслуживать власть - да. Но не обслуживать политику! Это разные вещи. Я себе говорю: "Витя, ты клоун своего времени! Ты лицедей современности. И ты должен служить человечеству, поставляя ему зрелища".

Я же не был членом партии не потому, что бунтарь, а потому, что всегда считал себя именно актером. Помните фильм Тарковского "Андрей Рублев"? Как только скоморох, которого играл Ролан Быков, запел частушки про власть, ему выбили зубы. Потому что он начал заниматься не искусством, а борьбой. А я не борец, я клоун.

- Актеры прошлых лет сейчас живут в полном забвении и нищете. А какая старость ожидает вас - Домогаровых, Сухоруковых, Певцовых? Или об этом лучше сейчас не думать?

- Глядя на старшее поколение, я неоднократно говорил: "Что же мы делаем! Они нас воспитывали, они нас радовали, развлекали, учили любить, быть патриотами". Но я хитрый. И, глядя на них, заранее себе соломку стелю, чтобы меня врасплох не застали. Я христарадничать не буду, никогда этого не делал. Даже будучи слабым, не христарадничал! И я сегодня не коплю деньги - это бесполезно. Я не делаю никаких заначек. Но я думаю о том, что стану делать, когда перестану быть интересным обществу и своему театрально-киношному миру. Разведу огород! Буду ходить за грибами, выращивать цветы, фрукты и овощи. И продавать их на базаре!

- Прокормитесь?

- Еще как! Если я сегодня молодой и сильный, не пью и не курю, то на старости лет мне тем более не придется тратить деньги на водку и сигареты.

- Ваша судьба в какой-то степени напоминает судьбу и Высоцкого, и Элизабет Тейлор, и многих-многих других, кто шел к славе под руку с алкоголем. Это неизбежный для каждой творческой личности момент?

- Пьянство у каждого человека, будь то художник, рабочий, рыбак или летчик, возникает по разным причинам. Для одних это слабость, для других - допинг, для третьих - уход от действительности. Но если вы спрашиваете конкретно Сухорукова, я вам скажу. Происходило у меня это от тесноты, физиологической тесноты, потому что мое внутреннее Я было больше, чем моя плоть. И я алкоголем раздвигал эту плоть, как мне казалось, и тогда мое внутреннее Я вырывалось наружу. Но, вырываясь на белый свет, оно оказывалось безобразным. Вот и все! Сейчас же мой внутренний мир пришел в соответствие с моей жизнью.

"Я сказал себе: "Ты же едешь в новую жизнь!"

- У ВАС очень характерный типаж - такого неуравновешенного негодяя. Вас в Голливуд не приглашали? Там такие типы ценятся.

- Если бы видели, сколько актерских каталогов в этом Голливуде! И на каждой странице есть и неврастеник, и холерик, и сангвиник. Их там такое количество, что, как только я спущусь с трапа самолета, меня отравят мышьяком (смеется). А с другой стороны, на фиг я им нужен, если языка не знаю? Говорят, Америка - свободная страна! А вот не хотят американцы вне своего английского существовать! И третье. Поверьте, я это заявляю без прикрас и кокетства. Мне бы Россию обслужить, мне бы успеть по ней пролететь на крыльях своего таланта. Меня здесь изнасилуют любовью - и на Голливуд не хватит.

- Вы как-то сказали: "Теперь я знаю лекарство от боли". Рецептом поделитесь?

- Он не пригодится удачливым преждевременно. Мои размышления будут бесполезными и пустыми для людей несправедливо благополучных. Я вымучил этот рецепт только потому, что начал тяжело, а продолжаю светло и самодостаточно.

Есть одна поговорка: "И за бортом живут люди". Когда знаешь, до каких низов можно опуститься, но при этом выжить, становится не страшно. Вот вам первый ингредиент - бесстрашие.

Второе - надо быть эгоистом. Вдруг я понял, что я интересен и нужен людям здоровый, импульсивный, неординарный, с напором.

Третье - жертвенность. Надо научить людей делать жертвоприношения. Ведь человек ежедневно с самого утра оказывается перед выбором: ехать - не ехать, сесть - не сесть, встать - не встать, стать - не стать. Надо уметь выбирать. Я чаще выбирал, теряя. Потому что задумывался о перспективах. А многие, наоборот, жадничают. Но жадничать нельзя. Я на собственном опыте убедился: если ты что-то теряешь, значит, это не важно для тебя, ты сможешь без этого обойтись.

Когда я переезжал из Питера в Москву, думал: сколько же мне надо коробок. И это взять, и то положить. А потом вдруг остановился и сказал себе: "Ты куда едешь? Ты же едешь в новую жизнь! Ты возвращаешься домой! Так на фига ж тебе все, что тебя закабалило, связывало, приковывало. Брось!" Поверишь или нет, но я уехал из Питера с одним ковром и подушкой. На ковре я месяц спал, укрываясь пальто, пока не купил мебель. Живу четыре года, и все, что оставил в Питере - от маленькой подаренной кем-то игрушки до письменного стола, шкафа, посуды, мне так и не понадобилось.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно