В начале года Минэкономики предложило правительству несколько вариантов развития экономической ситуации в России. Что будет, если: все оставить как есть, дать всем кредиты, никому ничего не дать и т. д. О том варианте, которому правительство отдало предпочтение, мы попросили рассказать первого заместителя министра экономики Якова УРИНСОНА.
НАШЕ правительство решило продолжать достаточно жесткую финансовую линию и в то же время укреплять финансовую дисциплину. Потому что у нас, с одной стороны, огромные неплатежи, а с другой - масса свободных средств лежит у предприятий на счетах в коммерческих банках, плохо платят налоги.
Правительство предполагает поступать так: если предприятие не может расплатиться деньгами, пусть дает вексель. Если и по векселю оно не заплатило, значит, пусть расплачивается двоим имуществом, то есть обанкротится. Сейчас у нас около 30% нерентабельных производств. Нормально было бы, если бы до конца года мы сумели остановить 5% предприятий.
Если удастся спад структурировать (лучшим помогать, а худшим давать возможность спокойно закрываться), то производство за год упадет не больше, чем на 12%. Утихнут и цены. В феврале они выросли на 10%, в марте - на 8,7%. Если бы еще месяц продержаться, то и процент за кредит снизился бы. Сейчас он составляет 210%. Можно было бы сделать 100 - 120%, Как только снизится процент за кредит, появятся капитальные вложения.
Учитывая избранную правительством политику, мы предполагаем рост цен за 1994 г. - в 5 раз (в 1993 г. - в 10 раз). В месяц - 7 - 8%. Люди уже смогут планировать свой бюджет.
Курс доллара к концу года, я думаю, достигнет 3 тыс. руб. Поскольку дотаций не предполагается, то он будет медленно ползти вверх.
- Сколько у нас будет безработных? Как вы думаете помогать им?
- 3,5 - 4 млн. человек. Сегодня их - 1,2 млн. Уже год, как введено пособие по безработице. Но лучше, если у человека будет дело. Поэтому мы выделили средства на переподготовку (в это время человек будет получать стипендию, адаптироваться).
Будем занимать людей на общественных работах. И третье, в чем я вижу огромный резерв, - малый бизнес. Мы предложили налоговые льготы для малого бизнеса и предусмотрели в бюджете немного денег для поддержки начинающих.
Но проблемой безработицы нужно заниматься не только на федеральном уровне. Местные власти лучше знают ситуацию, как выйти из положения. По закону они могут решать: освободить от местных налогов или вводить новые.
- Кстати, о налогах. Будут их пересматривать?
- В этом году, я считаю, ни в коем случае. Нам нужно сначала создать мощный и одновременно тонкий механизм налоговой системы. А сегодня у нас система грубая, как топор. Но пусть она не меняется, пока мы не разработаем новую, обкатаем ее в парламенте со всех сторон. Нельзя менять правила до конца игры. И в законе, когда новую систему примем, надо записать: 5 лет не менять ни при каких условиях.
- Но все, кто занимается производством, уверяют, что невозможно работать из-за высоких налогов.
- У нас склонны преувеличивать налоговое давление. В 1993 г. все виды отчислений в консолидированный бюджет государства составили около 42% валового внутреннего продукта (ВВП) России. А как обстоит дело в других странах? В США аналогичный параметр составляет примерно 35%, в Японии - 38%, а в Германии - почти 50%. "Так что налоговое бремя довольно тяжелое не только у нас. Но возмущений по этому поводу - как ни в одной стране. Поскольку все, особенно часть директоров госпредприятий, хотят переложить ответственность за свои просчеты (а потому и высокие издержки) на государство. Да и многие предприниматели действуют по принципу - плачь больше, карта слезу любит!
- Но, может, не все так просто? Недавно мне нужно было найти предпринимателя-производственника новой волны, не из директоров госпредприятий. Это оказалось нелегко. Их по пальцам можно пересчитать.
- В нашей экономике производителей было 90%. Но мы производили пушки, танки, мясо, масло, а не услуги. 1 домовая кухня на 100 жилых домов, 1 прачечная - на тысячу. Именно в сфере услуг сегодня наибольший дефицит. Поэтому услуги - финансовые, юридические, консалтинговые, бытовые - сейчас наиболее выгодны.
Говорят, что у нас слишком разрослась торговля. А ее доля в ВВП меньше, чем в любой, даже не очень развитой стране. Ясно, что туда ринулся капитал, там наиболее высокая прибыль. Будет в торговле насыщение - начнет повышаться прибыль в производстве, появится больше товаропроизводителей.
- И все-таки государство берет с нас немалые деньги. Но как они расходуются, мы понятия не имеем. Поэтому в бюджете записаны одни расходы, а деньги уходят, мягко говоря, не по назначению.
- Единственное средство реального контроля за бюджетными расходами - мощный, профессиональный, неполитизированный парламент.
- Ну и как, нынешний тянет на это?
- Конечно, там есть такие люди, как Починок, Гайдар, Явлинский, Задорнов, Петраков, Федоров. Их не обманешь. А в целом... Я и в прежнем парламенте выступал, и в этом. В прежнем из 10 вопросов - 1 грамотный, нормальный. В этом - уже 3. Но вот что я наблюдаю - чем дальше, тем больше политики, дешевой игры, нагнетания страстей и меньше въедливого интереса к каждой цифре.
Я бывал на заседаниях французского парламента. Там никто не обсуждает: ты за белых или за красных? Они берут маленькую цифирьку: расходы на то-то и начинают ее со всех сторон катать. Выступает вице-премьер или зам. министра финансов. 2 часа его пытают по поводу цифры, которая составляет одну сотую бюджета! И так в течение двух недель. После этого абсолютно весь бюджет ясен до предела.
Пресса постоянно при этом информирует: кто что сказал по поводу обсуждаемой цифры, к каким последствиям приведет, если поступить так или иначе. И люди в результате лучше ориентируются в цифрах бюджета.
- Как вы считаете, наша экономика прошла уже нижнюю точку своего падения?
- Я думаю, это произойдет где-то в середине года. О стабилизации можно будет говорить только после того, как инфляция в 5 - 7% продержится не менее 10 месяцев, когда спад производства будет упорядочен - не все предприятия останавливаются, а только плохие. И самое главное - когда начнутся естественные инвестиции, а не силком, как сейчас. То есть когда наши предприятия станут вкладывать деньги в развитие производства, а не менять рубли на валюту. Вот тогда и начнется оживление в экономике.