Примерное время чтения: 8 минут
151

С ПОЛИТИКОМ - НИ СЛОВА О ПОЛИТИКЕ. А. Вольский: "Я ОДНОЛЮБ"

Люди, находящиеся на политическом Олимпе, как правило, не любят "стирать с себя позолоту". Существующий этикет предписывает им быть всегда "застегнутыми на все пуговицы". И можно подумать, что они не влюбляются, не ссорятся с женами, не изменяют им, не ужинают на кухне, не потеют и не болеют...

Конечно, на личное и интимное существует негласное вето. И не каждый может "обнажиться" перед публикой. Однако она чаще всего жаждет увидеть своего кумира не во фраке на высоком приеме, а в домашних тапочках, обыденной обстановке.

Первый гость нашей новой рубрики - Аркадий ВОЛЬСКИЙ, президент Российского союза промышленников и предпринимателей.

- Аркадий Иванович, как вы считаете, что правит миром - деньги или любовь?

- Деньги - только инструмент, а любовь (как и ненависть) - движущая сила. Причем любовь к деньгам, к власти, славе и т. п., как правило, несет в себе "черный" потенциал зла. Любовь светлую, добрую несет, например, религия. Мне очень близки слова Алексия II: "Выше Закона - только Любовь, выше Права - лишь Милость, выше Справедливости - лишь Прощение". Я всегда верил в эти постулаты.

- Вы имеете в виду любовь в философском смысле, а я - в более конкретном, Скажите, вы часто влюблялись (сразу же приношу извинения вашей жене за этот вопрос)?

- Я однолюб. Моя первая (с седьмого класса) и единственная любовь - моя жена.

- Но тем не менее, как-то трудно поверить, чтобы вы были равнодушны к красивым женщинам, которые, я думаю, тратили немало сил, чтобы вам понравиться.

- Одно дело - объективно ценить и воспринимать женскую красоту, другое - любить, когда женщина становится для тебя всем. У нас с женой полная душевная совместимость. А ведь живем мы уже 40 лет.

- И вы испытываете к ней такую же страсть, как в молодости?

- Любовь ведь не ограничивается страстью. Есть еще восхищение, уважение, благодарность, сопереживание, гармония чувств и мыслей... Долгие годы счастливой жизни дают возможность раскрыться каждому чувству. Только тогда семья бывает прочной.

- Неужели не ссоритесь никогда?

- Не без этого. Но ведь и в ссорах может быть своя прелесть. Помните народную мудрость: "Милые бранятся - только тешатся"?

- Ваши взаимоотношения с супругой складываются по поговорке: "Муж - голова, жена - шея, куда повернет, так и будет"?

- Ну все же импульс в шею идет от головы, так все мужчины себя успокаивают.

- Вы испытывали чувство ревности?

- Не буду врать - бывало, ревновал. Противное чувство. К счастью, оно всегда было беспочвенным.

- Можете вы позволить себе быть в присутствии жены небритым, например?

- Бывает иногда, но редко.

- Ваше любимое кушанье?

- Его нет. Если меня после обеда спросить, что я ел, клянусь, подчас затрудняюсь вспомнить.

- Какие у вас домашние обязанности?

- Главная - не дать забыть, что в доме есть мужчина. Ну а если серьезно - я так мало бываю дома, пару часов в день, не считая, конечно, сна, что успеваю разве что поесть, почитать да обменяться новостями с женой. Если возникают какие- то проблемы, скажем, швейная машинка забарахлила, приходится вечером над ней самому попыхтеть. А вы думаете, я из тех, кто гвоздя забить не может?

В литейке ЗИЛа под моим началом работали 400 мужиков. Половина из них - "биты" (те, что были на исправительно-трудовых работах). Ужас для меня в этой компании длился 2 - 3 месяца, потом все изменилось. Они увидели, что я свой - не карьерист, не временщик, не тяну "одеяло на себя", переживаю не только за план, но и за них. Они стали сотоварищами, а не персоналом. Сработались, в общем, даже заговорили "общим языком". Пришлось осваивать их "терминологию"...

- Что, матом ругались?

- Не без этого. Кстати, была у нас там единственная женщина, Татьяна, которая меня "наставляла": "Аркадий, что ты их всех на вы называешь? Ты их матючком, матючком..." И знаете, иногда помогало. Позже стал начальником стержневого отделения ЗИЛа, где работали 500 женщин. Там уже "матючок" не проходил, напротив, надо было "погладить", найти подходец к Вере, Мане...

- И Маня таяла, ставя производственные рекорды...

- Отнюдь. На первых порах я сам же в свои сети попадал. Ну например, женщины меня постоянно обманывали, учуяв, что я плохо разбираюсь в некоторых специфически женских делах. Скажем, раз в месяц каждой требуется перевод на легкую работу по КЗоТу. Я - молодой мужик, верил загодя - и в итоге через некоторое время обнаружил, что они у меня все оказались на легком труде.

Распсиховался и... построил график, где зафиксировал красными квадратиками дни "легкого труда" для каждой из 500 работниц.

Вывесил в цехе на стенку, и ежели кто-то хотел слукавить, просто говорил: "Идем к графику, почитаем..." Хохот стоял, но зато я стал своим...

- Скажите, вы нищим подаете?

- Красиво было бы сказать: подаю, но если честно - нет.

- Оттого, что из машины редко выходите... или на паперти не бываете?

- Отчасти и то, и другое. Но чаще всего ощущаю, что под нищим обликом - лукавство и обман. А вот когда сталкиваюсь с настоящим горем - здесь стараюсь как могу. Помню хорошо свои беспризорные военные годы, детдомовскую голодуху.

- Вы сейчас живете вдвоем с женой. А дети вас часто навещают?

- Часто. У нас двое: сын - доктор наук, физик, дочь - кандидат философских наук. Есть еще трое внучат, парней, и одна внучка, ей всего месяц.

- Обычно у людей вашего ранга друзья - по необходимости, поскольку настоящая дружба требует большой самоотдачи, а для этого, как правило, не хватает сил и времени.

- Самыми близкими друзьями до сих пор остаются зиловцы. Встречаемся, правда, редко. Зато, скажем, на день рождения не надо никого приглашать. Приходим друг к другу даже без предварительного звонка.

Частые гости в нашем доме и многочисленные родственники из Белоруссии. Причем с ними мы тоже не соблюдаем светского этикета - предупредить, позвонить... Забьют к Рождеству кабанчика - и к нам... Жена иногда шутит: "У нас прямо Дом колхозника".

- Каков ваш семейный бюджет?

- Ежемесячно я получаю 360 тыс. руб. да пенсия жены. Сложилось так, что я никогда не знал семейного бюджета и не пытался влезать в это дело. Да у меня чаще всего в кармане нет денег, все до копейки я отдаю жене.

- Как-то сложно поверить, что первый суперпромышленник России имеет такой доход. А мне рассказывали, что однажды во время светских приемов вы язвительно прошлись насчет тогдашней первой дамы государства - Раисы Максимовны. "Доброжелатели" посоветовали немедленно загладить "вину", и вы преподнесли ей в подарок... "Мерседес".

- Никогда ни с кем дружбы с помощью подарков не искал. Характер у меня, знаете, колючий, не "подарочный". И сам принимаю только от старых друзей.

- У вас есть какая-то недвижимость за рубежом?

- Нет, и не намечается. Я здесь очень консервативен. За рубеж вывозят деньги жулики и предатели. Первые прячут "концы", вторым - наплевать на нашу страну. Впрочем, есть, конечно, и исключения. Но та информация от моих зарубежных партнеров, которой я располагаю, подтверждает неприятную правоту моих взглядов.

- А вы могли бы решиться эмигрировать?

- Это исключено. Во-первых, никогда не смогу приспособиться к той жизни, во многом ее просто не понимаю и не принимаю, а главное, корни-то все здесь.

- Было ли в вашей жизни нечто такое, чего вы не можете себе простить?

- Безгрешны только ангелы. А мы все несем груз каких-то ошибок. Тем более мое поколение. И все же на этот вопрос я отвечу вам стихами Ольги Берггольц:

"pre" ...А я Вам говорю, что нет Напрасно прожитых мной лет, Не нужно пройденных путей, Впустую принятых вещей, Нет невоспринятых миров, Нет мимо розданных даров, Любви напрасной тоже нет... И никогда не поздно снова Начать всю жизнь, начать весь путь, И так, чтоб в прошлом бы ни слова, Ни стона бы не зачеркнуть. "/pre"

Беседовала Любовь ГРУНИЧЕВА.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно