Примерное время чтения: 6 минут
171

ТОРГОВЛЯ. Великий "шмотковый" путь

Наших в Китае теперь встречаешь часто. Это не только работники посольства и нескольких консульств, торгпредства и Аэрофлота. На рынках и базарах Пекина всегда увидишь членов каких-нибудь делегаций - официальных и неофициальных, довольных подвернувшейся поездкой в Поднебесную. Много студентов-стажеров. Не обошли вниманием Китай и представители сомнительных профессий. Рэкетирам, правда, в последнее время стало тяжеловато - достает китайская полиция. Зато проститутки при хорошей организации дела - вне конкуренции: борьба с ними в Китае сейчас заметно ослабла, спрос на наших девушек, особенно блондинок, фантастический.

БЕЗУСЛОВНО, главная фигура из числа российских граждан в Китае - "челнок". Люди этой профессии при всех ее минусах вызывают определенное уважение. Пока государственные мужи вели бесконечные словесные перепалки, какой же продукцией торговать нашим странам, пока чиновники изобретали все новые налоги и пошлины, создающие лишь питательную среду для взяток, "челноки" быстро и без рекламной шумихи обули и одели постперестроечную Россию. Вспомните пустые прилавки наших магазинов начала 90-х гг. ...

"Челночное движение" граждан бывшего Союза, Монголии и Китая началось в 1990 - 1991 гг. Задача у всех была одна: привезти и реализовать китайский товар на территории СССР. Это сейчас у нас многие морщатся при виде этикетки с надписью "Сделано в КНР". Прежде комиссионные магазины и оптовые базы, подобно удавам, заглатывали и переваривали пуховики и кожаные куртки, кроссовки и майки, обувь, хлопок, шелк... Хорошего товара было мало, но не потому, что в Китае его не производили. Просто не имело смысла платить дороже, когда в СССР все распродавалось примерно по одной цене.

Челноки-ветераны с умилением вспоминают свой Великий шелковый путь - поезд Пекин-Москва: жестокие сражения за обратный билет; сумасшедшие посадки на поезд в Пекине, когда было трудно предположить, что все тюки с перрона могут быть загружены, а поезд всем на удивление трогался с места и доходил до Москвы; и поборы сначала китайских, а затем российских таможенников; и проституток с валютчиками на всем пути следования; и криминальные истории; и, конечно, пьянки с мордобоем. Положение изменилось в 1992 г., когда китайцы ввели строгий контроль на железной дороге - не более 35 кг на одного пассажира, и "челнокам" пришлось забыть о Транссибирской магистрали.

С тех пор основным средством передвижения стал самолет. На глазах расцвел аэропорт г. Тяньцзиня - именно сюда стали приземляться пассажирские и грузовые чартеры: до 8 - 10 рейсов в день из стран СНГ. Провинциальный аэропорт превратился в грандиозный накопитель и распределитель пассажиров и грузов; тихие чиновники стали важными бонзами, требующими за любую услугу "зеленые"; на месте нескольких лотков с минимальным ассортиментом вырос крытый рынок, где "челноки" и экипажи самолетов "формируют" ручную кладь; вместо пустовавших 1 - 2 харчевен образовался целый квартал многолюдных ресторанчиков с магнитофонными записями и меню на русском языке. Шум, гам, сквернословие, стычки с работниками аэропорта и полицейскими, разборки между собой...

ГДЕ, ЧТО... ПОЧЕМ

МЕККА коммерческой деятельности - пекинский мелкооптовый рынок с неблагозвучным для русского человека названием Ябаолу. "Нечелноки" предпочитают другие рынки: "гребенку" и "шелковый". На этом рынке и в прилегающей к нему гостинице "Житань" есть все, что граждане СНГ видят у себя на родине в магазинах и на вещевых рынках. С каждым годом торговля приобретает все более цивилизованный характер. Если раньше таскали баулы на себе, то теперь действуют по схеме "переговоры - оплата - фабрика - склад - самолет", и никакого поднятия тяжестей. "Челноки", многие из которых имеют с собой на одну поездку до 20 - 30 тыс. долл., могут себе это позволить.

Как правило, деньги эти заработаны относительно честным и очень тяжелым трудом. Начинали с кредитов под большие проценты, приобретали и приобретают товар на свой страх и риск (в последнее время легко остаться "в минусе"), бесконечные поборы и мздоимство китайских и отечественных чиновников, рэкет на родине и т. п. Поэтому самые благодатные часы для "челнока" - в ресторанчиках вокруг Ябаолу, когда товар заказан, оплачен и отправлен. Здесь официантки говорят по-русски, всегда принесут вилки, так как за три года поездок в Китай большинству так и не удалось научиться есть палочками, можно в очередной раз из многочисленных китайских деликатесов выбрать любимые, ну и, конечно, выпить.

ИХ - В ДВЕРЬ, ОНИ - В ОКНО

СЕЙЧАС "челночная" торговля переживает тяжелые времена. Дело не только в падении спроса в России на китайские товары. Сложившийся стереотип в общественном сознании о "недоброкачественности" китайских изделий вполне преодолим. Китайцы быстро перестраиваются: откровенного барахла практически нет, этикетки и фурнитуру можно сделать любые, так что многие наши сограждане, приобретающие, на их взгляд, "Францию" или "Италию", вновь покупают "Китай". Главная проблема - необъявленную войну с "челноками" ведут официальные органы. С начала 80-х гг. советско-китайские отношения постоянно улучшались и вот "доулучшались". После соответствующих решений наших властей китайцы в начале 1994 г. также ввели визовый режим для граждан России. Чтобы поехать в Китай, теперь надо достать приглашение с недосягаемыми печатями либо предъявить билет в оба конца. Следует еще раз подчеркнуть, что с китайской стороны это были ответные меры. Наконец, с весны 1994 г., ломая отрегулированную систему чартерных перевозок, "челноков" решили посадить в более дорогие рейсовые самолеты (последние частенько пустовали). Решения эти, как полагается, обосновывались массой доводов.

В Китае же к россиянам пока относятся хорошо. Истеричная антисоветская пропаганда во времена "культурной революции" ничего не могла поделать с настроениями китайского народа. Да и сейчас, несмотря на далекое от корректности поведение многих наших соотечественников, китайцы по- прежнему доброжелательны, приветливы и любезны...

По телевизору опять гоняют рекламу водки "Распутин", где объясняют разницу между настоящим и поддельным "продуктом", а передо мной на столе стоит бутылка китайской водки, сделанной специально для россиян - "без запаха" (китайцы употребляют ароматизированный алкоголь). Все надписи на этикетке - на русском языке. В начале нынешнего века подобную водку изготавливал в Харбине русский купец Чурин для приезжавших в Китай граждан России, теперь этим занимаются китайцы. Напиток качественный (из кукурузы), при желании можно сдать посуду в приемный пункт. Так китайцы приспосабливаются к рынку.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно