1 июля начался новый, постваучерный этап приватизации. У общенационального пирога остались только самые денежные. Таких, сумевших создать начальный капитал, по прикидкам Госкомимущества около 6% населения России. На общих условиях смогут теперь приобрести госимущество и иностранцы. Постараются выкупить у государства оставшуюся долю акций своего предприятия и трудовые коллективы.
ЧТО подлежит продаже? Какой эффект можно ждать от нового этапа приватизации? На эти и другие вопросы "АиФ" отвечает первый заместитель председателя Госкомимущества Петр МОСТОВОЙ:
- Нам предстоит акционировать в недалеком будущем еще 20% предприятий. Но поскольку быстро сделать это не удастся (речь идет о предприятиях оборонки и других, весьма непривлекательных для покупателей), то сейчас на продажу поступят еще не проданные пакеты акций уже акционированных предприятий, земельные участки под приватизированным производством и недвижимость.
- Предположим, кто-то хочет купить пакет акций приглянувшегося предприятия. Как это можно сделать?
- Помимо уже привычных аукционов, предприятие можно будет приобрести на инвестиционном конкурсе. Смысл его в том, чтобы продать акции не любому, а только тому, кто захочет принять обязательство вложить в это предприятие деньги. Думаю, этот способ станет одним из основных. Ведь почти все наши предприятия нуждаются в средствах - на переоборудование, перепрофилирование и т. д.
Вводится в практику и специализированный аукцион. Преимущество его в том, что всякому, кто будет в нем участвовать, гарантирована покупка. Он хорош для страховых, инвестиционных, пенсионных фондов. То есть для тех, кто заинтересован иметь небольшой, но надежный пакет акций.
Вообще акции в основном будут продавать пакетами, аккумулирующими до 25% акций предприятия. Потому что реально влиять на положение дел на производстве может только владелец крупного пакета акций.
- Вряд ли работники предприятий располагают достаточными средствами, чтобы заплатить сполна. Вероятно, для них есть льготы?
- Трудовые коллективы тоже займут свою нишу, хотя на этом этапе приватизации льготы для них значительно снижены. И это объяснимо. Ведь работники уже использовали свои ваучеры. Теперь предприятия, которые акционировались по первому варианту, получат 25% привилегированных, бесплатных, но "неголосующих" акций. Коллективам при втором варианте акционирования предоставляется право выкупа 10% обыкновенных "голосующих" акций с тридцатипроцентной скидкой.
- Какой частью от прибыли, вырученной на денежных аукционах, государство намерено поделиться с предприятиями?
- Предприятия получат 51% средств от продажи акций. Новый этап будет означать, что мы уходим от чисто фискальных мер, когда все деньги изымались в бюджет. Это должно простимулировать и наших, и особенно иностранных инвесторов. Они могут быть уверены, что их деньги - более половины - будут на них же и работать, а не затеряются в бюджете.
До 75% средств, вырученных от продажи недвижимости, поступит в местные бюджеты. Эти деньги пойдут на социальную инфраструктуру - детсады, поликлиники, школы и т. д. Многие предприятия отдают сейчас все это городским властям, а денег у муниципалитетов, как известно, и без того не хватает.
1% от стоимости земельных участков получат местные земельные комитеты, градостроительные и архитектурные подразделения. Это должно заинтересовать их в быстром оформлении документов на продаваемые земельные участки под предприятиями.
- Дума не приняла "правила игры" денежной приватизации. 22 июля их ввел своим Указом Президент. Вернувшись с каникул, Дума может принять программу, идущую вразрез с Указом. А процесс уже пошел. Как быть тогда?
- Чтобы принять программу в Думе, не хватило всего 14 голосов. Это говорит о том, что многие депутаты уже поняли, что процесс приватизации нельзя повернуть вспять. Расхождения не у парламента с нашими идеями, а у разных депутатов или фракций между собой. Именно это и помешало парламенту выработать единую точку зрения и принять ее в качестве программы.
Но конструктивные предложения депутатов Президент учел в Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, после 1 июля 1994 г., введенных в действие Указом.