186

МУЗЫКА. Экзамен для примадонн

Лет десять назад итальянский журнал "Эуропео" осмелился организовать на своих страницах своеобразный экзамен для оперных див наших дней. Оценки, которые авторитетный критик Рудольфо Челетти расставил всемирно известным певицам, повергли музыкальную общественность в шок. Еще бы, ведь многим досталось по первое число. Даже великая Монтсеррат Кабалье получила за настоящее оценку "круглый ноль", хотя за прошлое - 9 (по десятибалльной шкале, которая принята в итальянских гимназиях). Высшего балла (десять с плюсом) удостоилась божественная Джоан Сазерленд, явившая миру недосягаемый блеск вокальной техники.

НИ ОДНА русская певица в этот звездный список не попала. Это и навело нас на мысль продолжить игру с баллами. Пусть первыми будут некоторые из тех, кого еще вчера называли молодым поколением. Они - сегодняшний день мировой оперы.

Самая "крутая", пожалуй, Мария Гулегина (в девичестве Мурадян). Сочный и крупный голос. Темперамент мрачной львицы. Много драматизма и мало нюансов. Заключена между Верди и Пуччини. "Дежурная" Тоска в "Метрополитен Опера". Секрет успеха прост - ей удалось схватить настоящий итальянский стиль. Ее балл - 8 (с динамикой роста).

Эффектная Любовь Казарновская имеет на Западе более широкий репертуар. Поет даже Моцарта, который, как правило, не дается русским голосам. Если Гулегина что-то берет от Марии Каллас, то Казарновской ближе искусство Ренаты Тебальди. За моцартовские партии - 4, за итальянцев - 7.

Есть певицы-колдуньи, которые сразу влюбляют в себя (нередко силой отрицательного обаяния), хотя в их голосах есть немало изъянов. Нина Раутио из таких. Ее универсальное сопрано как будто из другой реальности, это голос- экстрасенс. Как и Гулегина, относится к категории тяжеловесов - ноет кровавые партии в операх веристов и Верди. Ее коньком могли бы стать оперные злодейки: леди Макбет. Абигайль или Катерина Измайлова. Давно не пела в России, но за то, что мы слышали когда-то в Большом театре, - от 6 до 7 баллов (объективно) и 10 (от меня лично).

Теперь на очереди Карменситы - иными словами, певицы меццо-сопрано. Хотя и Нина Терентьева, и Людмила Шемчук именно в этой роли выглядели весьма средне. У первой - роскошный, глубокий, истинно русский тембр, но... холодна, как лед. Тем не менее за красоту голоса заслужила 7. Вторая, наоборот, имеет вулканический темперамент, но в рекордно короткие сроки сумела посадить голос на мель - да и раньше он звучал как-то искусственно и напряженно. Может претендовать только на 4 или даже на 3. Двум девицам- красавицам - Ольге Бородиной и Елене Зарембе ставим "зачет" (хотя за виртуозного Россини Бородина заслуживает 4).

Особняком стоит фигура еще одной "иностранки" Галины Калининой, невероятно популярной в Германии. Эта певица из серии "self made" (то есть сама себя сделавшая). В молодости любила покричать на сцене, но с годами сумела укротить свой стенобитный голос - и теперь это весьма культурное, отвечающее европейским стандартам сопрано. Не боится риска, играючи поет "кровавые" партии. За русское прошлое - 5, за свободный полет на Западе - все 7.

Скромная Людмила Сергиенко пела в Большом те же партии, что и Калинина, иногда даже лучше. Едва ли не самый красивый тембр 80-х, но профболезнь до срока вывела ее в аутсайдеры. За "золотые годы" - 9.

Интересный персонаж - Наталья Троицкая. После Вишневской она была второй, кто сумел устроить свою творческую судьбу на Западе (правда, не без помощи импресарио Карлоса Кабалье, брата великолепной Монтсеррат). Россияне были в шоке, когда впервые услышали этот разухабистый, грубый голос живьем. Не верилось, что перед нами - звезда, имеющая какую-никакую репутацию за рубежом. Впрочем, с недавних пор Троицкая сменила профессию и занимается благотворительностью. Посему - 0.

Посмотрим, что у нас на севере, в Петербурге. Пение Галины Ковалевой ассоциировалось с тяжким, изнуряющим трудом. Так и не нашла своей дороги, несмотря на обаятельный тембр, - в колоратурных партиях была тяжеловесна, а в драматических не хватало запала. К сожалению, лишь 4.

Трон "примы-ассолюта" лет двадцать кряду принадлежал Ирине Богачевой - привлекательный голос и полное отсутствие индивидуальности. Не более 5 баллов. А рядом была импозантная и экспрессивная Евгения Гороховская - настоящее вердиевское меццо. За этот репертуар заслужила от 9 до 10 баллов...

Потихоньку мы добрались до русского вокального Олимпа, который всегда был сосредоточен в Москве. А это значит, что речь пойдет о богинях и "живых легендах".

Маквала Касрашвили популярна необычайно, но особой красотой и утонченностью ее пение никогда не блистало, особенно в последние годы. Средний балл - 4.

Молдавский соловей, самая известная наша Чио-Чио-сан, Мария Биешу на редкость благоразумно выстроила свою карьеру. Ее счастье в том, что не польстилась на Большой театр. Зато у себя в Кишиневе пела фантастический репертуар: Норму, Адриенну Лекуврер, Леонору в "Силе судьбы". Но впечатление от ее пения всегда портила манера крупного помола. Только 5.

Все молодые годы Тамара Милашкина была вечной второй. Ясно, что отъезд Вишневской в середине 70-х открыл ей путь к вершине. И в общем-то по заслугам. Школа и техника у Милашкиной были гораздо лучше, хотя как актриса она сильно проигрывала. Ее оценка где-то между 6 и 7. Такого же балла достойна и сама Галина Вишневская.

Лучшая московская (а до того киевская) колоратура Бэла Руденко трогала нежностью и изяществом. Но для современного слуха уж очень старомодный голос. Вполне достаточно 6 баллов.

Венчает наш импровизированный экзамен триумвират низких голосов. Тамара Синявская от природы обладала уникальнейшим контральто, неописуемой красоты, за которое была достойна оценки десять с плюсом (10+), но с годами превратила себя в заурядное меццо и скатилась до 4. Безальтернативная суперзвезда нашей оперы, несравненная Елена Образцова за свой человеческий талант может претендовать тоже на десять с плюсом (10+), но если отделить голос от личности, то его балл будет 8. Вечно молодое меццо у Ирины Архиповой, перепевшей многих своих учеников. Без всяких разговоров - 10.

С баллами играл Андрей ХРИПИН.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно