Нет человека, который хоть раз за последние годы без тоски не вспомнил бы времена, когда килограмм колбасы стоил 2.20. Сейчас уже как-то забылось, что все продукты тогда приходилось не покупать, а "доставать" и "отхватывать".
Остались в памяти "ну очень смешные цены". И разница между теми и нынешними отравляет существование массе людей.
ЕДА
ЧТО ЖЕ вздорожало сильнее всего? По данным ВНИИ потребительского рынка и маркетинга, все рекорды побила свежемороженая рыба. Когда-то она стоила в среднем 70 копеек за килограмм и из-за дешевизны в рационе многих небогатых семей заменяла собой мясо. Теперь цена на нее выросла более чем в 4000 раз. Говядина же по нынешним временам едва ли не доступнее рыбы - подорожала она "всего" в 1500 раз. Практически догнала рыбу столь привычная и незаменимая для нас картошка, также подорожав более чем в 4000 раз. На картофель "равняются" свежая капуста и репчатый лук, подорожавшие более чем в 3700 раз; чуть "отстала" от них морковь, слегка не дотянувшая до 3100-го рубежа.
Что же касается символа тех лет - вареной колбасы, цена на нее взлетела в 2320 раз, опередив хлеб (черный подорожал в 1912 раз, белый - в 1948 раз), молоко (2019), макаронные изделия (2100), маргарин (2044).
Напротив, поражающие нас ныне своей дороговизной яйца на общем фоне подорожали "не очень сильно" - всего в 861 раз. Самым же "дешевым" стал чай - цена на него в сравнении с апрелем 1990 г. выросла в 768 раз, при этом значительно расширился ассортимент общедоступных сортов.
ОДЕЖДА
ЕСЛИ подорожание продуктов питания затронуло абсолютно все слои населения, больнее прочих ударив по бюджету малообеспеченных семей, то повышение цен на промтовары оказалось не столь разорительным. Конечно, те, у кого есть деньги, тратят астрономические суммы в бутиках и салонах западных фирм. Те же, кто вынужден жить проще, дороже всего платят за демисезонные мужские ботинки - в 2086 раз больше, чем в апреле 1990 г. Сильно подорожали с тех пор мужские рубашки - в среднем в 1447 раз. Труднее стало жить старушкам без претензий, привыкшим к самым дешевым хлопчатобумажным чулкам, они вздорожали в 1329 раз. Более чем в 1300 раз повысились цены на мужские майки и мальчиковые шерстяные брюки.
Напротив, приятно удивляют цены на ткани. Шерстяные костюмные подорожали в среднем в 348 раз. Зато цена на хлопчатобумажные (ситец) и шелковые (крепдешин) взлетела - не в пример шерсти - более чем в 800 раз.
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
ИЗ САМОГО распространенного "технического" набора средней семьи (холодильник, телевизор, утюг) сильнее всего подорожали за последние годы утюги. Цена на агрегат с терморегулятором и пароувлажнением повысилась более чем в 2200 раз. Напротив, меньше всего выросли цены на цветные телевизоры с диагональю 61 см - в 718 раз. Холодильники и черно-белые телевизоры подорожали почти в 1359 раз, а швейные машины - немного больше, чем в 1000.
"СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ"
ЛЮДИ старой закалки приучены держать дома "стратегический запас" - соль и спички. Даже самые забывчивые помнят о баснословной их дешевизне - 10 копеек за килограмм отличной соли (а крупного помола - 6 и 3 копейки), 1 копейка за коробок спичек.
Соль с тех пор подорожала более чем в 3000 раз, расположившись по степени подорожания непосредственно за рыбой и овощами, а коробок спичек взлетел в цене в 2500 раз, опередив сливочное масло, рис, кур...
Меньше всего "подорожали" минимальные пенсия и зарплата. Первая увеличилась в сравнении с апрелем 1990 г в 312 раз, вторая же - в 293.