Примерное время чтения: 5 минут
34

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МНЕНИЕ. Куда спрятали валюту?

Прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, хочу высказать несколько соображений по поводу опубликованного в "АиФ" М 51 интервью бывшего председателя Центрального банка России В. Геращенко. "То, что Илларионов пишет, - это задание того, на кого он работает, или его больная фантазия", - утверждает Геращенко. Считаю, что эти оскорбительные высказывания порочат мои честь, достоинство и деловую репутацию. Кроме того, ряд фактов, сообщенных Геращенко в "АиФ", не может быть расценен иначе, как распространение заведомо ложной информации со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. О чем идет речь?

В ИНТЕРВЬЮ В. Геращенко упоминает события 11 октября в откровенно искаженной, обратной последовательности. Вначале звонивший Черномырдин якобы проинформировал Геращенко о курсе в 3900 рублей за доллар, а уже потом Геращенко в своем разговоре с ЦБ обсуждает, стоит ли курс останавливать на отметке 3500.

Геращенко сообщает, что за август - сентябрь он "выкинул" на биржу 3,1 млрд. долл. В то же время, согласно официальным данным ЦБ, его валютные интервенции за указанные два месяца не превысили 1,9 млрд. долл.

В начале октября 1994 г. Геращенко утверждал, что ЦБ не проводит валютных интервенций на бирже. В интервью "АиФ" он уже говорит о том, что валютные интервенции за первую неделю октября составили 600 млн. долл., в интервью же "Биржевым ведомостям" (4 ноября 1994 г.) - 542 млн. долл. В то же время, по официальным данным ЦБ, его валютные резервы за ту неделю уменьшились на 645 млн. долл.

Что же на самом деле происходило с валютой и почему так непозволительно "путается" в цифрах главный бухгалтер страны?

Для начала несколько слов о том, что такое валютные запасы страны. Они являются одним из важнейших показателей, характеризующих экономическое положение России, ее способность поддерживать курс национальной валюты, платить по внешним долгам, обеспечивать импорт. Поэтому так жизненно важно для всех нас знать величину валютных резервов, их увеличение или уменьшение. Однако, начиная с "черного вторника" (11 октября 1994 г.), над этими данными руководители ЦБ опустили плотную завесу секретности, а в обращение запустили три версии.

Версия первая

(до 11 октября)

На начало 1994 г. чистые валютные резервы ЦБ России составляли около 5 млрд. долл. Январское падение рубля, вызванное в основном уходом из правительства Е. Гайдара и Б. Федорова, заставило ЦБ использовать для поддержания валютного курса 1,9 млрд. долл.

После успешного отражения той атаки на рубль со стороны коммерческих банков с февраля игру против рубля начинает вести ЦБ, проводивший уже не валютные, а рублевые интервенции. В результате с каждым месяцем валютные резервы ЦБ возрастали. С февраля по июнь они увеличились с 2,8 до 4,8 млрд. долл. За это же время рублевые интервенции ЦБ составили около 4 трлн. руб., что заставило валютный курс рубля постоянно снижаться.

В июле - сентябре эта политика ЦБ продолжалась. 12 сентября директор Департамента иностранных операций ЦБ РФ А. Потемкин сообщил, что валютные резервы ЦБ возросли до 7 млрд. долл. 1 октября Агентство финансовой информации распространило информацию ЦБ о продолжающемся росте валютных резервов, которые к концу года "могут составить 8 - 9 млрд. долл.". ЦБ опроверг предположение об "истощении" своих валютных резервов.

Версия вторая

(после 11 октября)

11 октября произошло резкое падение курса рубля. В тот же день председатель Комитета Госдумы по бюджету М. Задорнов оценил резервы ЦБ в 4 - 5 млрд. долл., Г. Явлинский - в 6 - 7 млрд. долл. На вопрос журналистов о реальном уровне резервов Геращенко лаконично ответил: "Не скажу". На следующий день Президент Б. Ельцин направил парламенту предложение об освобождении председателя ЦБ с его поста. Несмотря на это у Геращенко сохранялся шанс остаться в должности, если, конечно, ему удалось бы представить симпатизирующему ему парламенту достаточно серьезное алиби. Алиби было найдено.

13 октября руководство ЦБ сообщает потрясенным депутатам Госдумы о внезапном "оскудении" валютных резервов - на 10 октября они упали до 1,8 млрд. долл. Версия об "оскудении" готовилась настолько спешно, что, очевидно, не всех успели проинформировать о согласованных цифрах. Поэтому разные руководители ЦБ приводили разные данные. Общий уровень валютных резервов на 1 октября, согласно В. Геращенко, составлял 2 млрд. долл., а согласно зампреду ЦБ Д. Тулину -2,45 млрд. долл.

Версия третья

Сколько же валютных резервов и интервенций было на самом деле - остается тайной, потому что с 11 октября эти данные Центробанком засекречиваются. Однако это не мешает зампреду ЦБ А. Хандруеву поделиться секретной для россиян информацией со своими зарубежными коллегами. Выступая 26 октября на международной конференции в Лондоне, он сообщает, что чистый валютный запас страны составляет 4,2 млрд. долл., включая 1,7 млрд., находящиеся у ЦБ.

КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ?

ЭТОГО не узнать без подробных официальных данных ЦБ. Однако не исключено, что валютные резервы страны далеко не ушли. "Спрятать" за несколько часов 12 - 13 октября 3 - 4 млрд. долл. даже такому профессионалу, как Геращенко, непросто. Скорее всего со счетов ЦБ они были переведены на другие счета. А вот на какие - право знать это имеют все граждане России, потому что валютные резервы - это национальное достояние всей страны.

Андрей ИЛЛАРИОНОВ, директор Института экономического анализа

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно