Среди историков и литературоведов по сей день не улеглись страсти по поводу последних лет жизни и ранней смерти русского поэта "серебряного века" Александра Блока. В советской литературе насаждался образ поэта - союзника большевиков, целиком отдавшегося новой работе и трагически недооценившего собственные физические возможности. В иных кругах ходила противоположная версия: дескать, сами же большевики его и отравили... Недавно рассекреченные документы из партийных архивов показывают, что на самом деле все было куда прозаичнее и так по-советски.
Из письма М. Горького А. Луначарскому от 3.05.1921 г.:
"У Александра Александровича Блока - цинга, кроме того, последнее время он находится в таком повышенно нервозном состоянии, что врачи и близкие его боятся возникновения серьезной психической болезни. А также участились припадки астмы, которой Блок страдает давно уже.
Поэтому не можете ли Вы похлопотать для Блока - в спешном порядке - выезд в Финляндию, где я мог бы помочь ему устроиться в одной из лучших санаторий?"
Из письма правления Петроградского отдела Всероссийского Союза писателей предсовнаркома В. Ленину от 7.06.1921 г.:
"Правлением Петроградского отдела Всероссийского профессионального Союза писателей, в заседании от 31 мая с. г., было заслушано сообщение о тяжелой болезни поэта А. А. Блока, который в настоящее время страдает грудной жабой, цингой и нервным расстройством. По заявлению врачей, пользующих больного, единственной мерой, которая могла бы его спасти и вернуть к творческой работе, является немедленная отправка А. Блока в одну из санаторий, предпочтительно финляндскую, где он будет иметь необходимый уход и индивидуальное питание. Ввиду этого, правление Союза, в твердой уверенности, что оно говорит от имени всей русской литературы, просит безотлагательно выдать А. А. Блоку и его жене разрешение на выезд в Финляндию".
Из письма профессора П. Троицкого М. Горькому от 18.06.1921 г.:
"Вы получите вместе с этим письмом наше общее (консилиума врачей. - Ред.) свидетельство о болезни А. А. Блока. В нем мы не писали о необходимости переезда больного за границу и помещения в санаторию там. Но частным образом я хочу засвидетельствовать Вам, что для него положительно необходима серьезная иностранная санатория".
Из письма иностранного отдела ВЧК В. Молотову от 28.06.1921 г.:
"В И НО ВЧК в настоящий момент имеются заявления ряда литераторов, в частности Венгеровой, Блока, Сологуба - о выезде за границу. Принимая во внимание, что уехавшие за границу литераторы ведут самую активную кампанию против Советской России и что некоторые из них, как Бальмонт, Куприн, Бунин, не останавливаются перед самыми гнусными измышлениями - ВЧК не считает возможным удовлетворять подобные ходатайства".
Из письма В. Менжинского В. Ленину от 11.07.1921 г.:
"Блок натура поэтическая; произведет на него дурное впечатление какая-нибудь история, и он совершенно естественно будет писать стихи против нас. По-моему, выпускать не стоит...
Из протокола заседания Политбюро ЦК РКП(б) от 12.07.1921 г.:
"Слушали... Ходатайство т.т. Луначарского и Горького об отпуске в Финляндию А. Блока...
Постановили... Отклонить..."
От редакции. После нового обращения Луначарского, открытым текстом написавшего в ЦК РКП(б), что "Блок умрет недели через две", Политбюро в конце июля все же выдало разрешение на выезд Блока за границу. Но было поздно: 7 августа в 10 часов 30 минут поэт скончался в Петрограде.
Более подробная история болезни и смерти А. Блока будет опубликована в приложении к журналу "Родина" - журнале "Источник" N 2 за текущий год.