Вопрос о людских потерях Советского Союза в Великой Отечественной войне по сей день остается открытым. Пока относительно точно подсчитаны лишь безвозвратные потери среди военнослужащих. Но погибшие на поле боя и умершие в госпиталях - это лишь меньшая часть от общего числа человеческих жизней, которые унесла война.
ВПЕРВЫЕ "официальная" цифра, обобщившая, как считалось, все потери СССР в Великой Отечественной войне, была приведена в феврале 1946 г. И. В. Сталиным. Согласно его словам, опубликованным в журнале "Большевик", "...в результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу - около 7 млн. человек". Почему была названа именно эта цифра - понять трудно, однако само стремление ее занизить объяснить можно: начиналась "холодная война", и советское руководство явно пыталось скрыть от проницательных союзников - к тому времени уже бывших - реальные масштабы ущерба, нанесенного стране.
В начале 1961 г. Н. С. Хрущев сделал достоянием мировой общественности иную цифру, указав, что война "унесла два десятка миллионов жизней советских людей". Хотя и эта цифра с трудом поддается научному обоснованию, она почти на четверть века стала хрестоматийной, войдя во все научные работы и художественные произведения.
ЭТО, правда, не означало, что научный поиск полностью прекратился. Даже в годы "застоя" предпринимались попытки уточнить конкретные цифры. Российскими историками- демографами уже выработана особая методика, позволяющая "очищать" цифры от фальсификаций.
ПОСЛЕ войны - в основном в начале 50-х гг. - почти во всех воевавших странах были проведены переписи населения, что позволило примерно подсчитать масштабы потерь. В СССР такая перепись долго откладывалась и была проведена лишь в 1959 г.: с точки зрения демографических изменений 13,5 лет, прошедших на тот момент с мая 1945 г., - большой срок. В результате специалистам пришлось использовать другие исторические источники - в частности, например, списки избирателей по выборам в Верховный Совет СССР в 1946 - 1954 гг.
По расчетным данным, в середине 1941 г. наиболее вероятная численность населения СССР (включая население территорий, присоединенных уже после начала второй мировой войны, в 1939 - 1940 гг.) равнялась 196,7 млн. человек, а в начале 1946 г. - 170,5 млн., т. е. на 26,2 млн. меньше.
На основе военно-оперативных донесений с фронтов, материалов Генштаба и отчетов военно-медицинского управления определены общие безвозвратные потери списочного состава Вооруженных Сил вместе с пограничными и внутренними войсками: 8 млн. 668 тыс. человек. Остальные потери - около 18 млн. - пришлись на гражданское население оккупированных и прифронтовых территорий.
На международной научной конференции, состоявшейся в марте текущего года в Институте российской истории РАН в Москве, большинство экспертов сошлось на таких цифрах. Из 18 млн. мирных жителей около 8 млн. 500 тыс. человек погибло на оккупированных и прифронтовых территориях от голода, бомбежек, артобстрелов, тяжелых условий жизни, непосильного труда. Еще 2 млн. 165 тыс. погибло на принудительных работах в Германии. Число преднамеренно уничтоженных в результате гитлеровской политики геноцида (расстрелянных, погибших в гетто, тюрьмах, концлагерях) составило примерно 7 млн. 420 тыс. человек.
В ИТОГЕ, как видим, потери гражданского населения оказались почти вдвое выше боевых потерь Вооруженных Сил СССР.
Наряду с прямыми потерями демографы выделяют еще и косвенные потери от повышенной смертности военного времени, то есть преждевременно умершие из-за ухудшения жизни, неудовлетворительного медицинского обслуживания, тяжелых нервных стрессов. Сюда же относят и потери, связанные с пониженной рождаемостью, составившей в годы войны 30 - 50 % от довоенной. Все эти потери оцениваются в 22 - 23 миллиона человек.
Таким образом, прямые и косвенные потери населения СССР в годы Великой Отечественной войны, исходя из имеющихся данных, можно оценить в 48 - 50 миллионов человек. В будущем эти цифры будут, несомненно, уточняться.
Ольга ВЕРБИЦКАЯ, кандидат исторических наук