Примерное время чтения: 9 минут
129

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ПОЛИТОЛОГОВ

Объявление об организации двух центристских предвыборных блоков Черномырдин - Рыбкин остается политической сенсацией апреля - мая. Является ли это хитрым ходом опытного стратега Б. Ельцина перед чередой выборов, забавой лидеров блоков или естественным этапом становления российской государственности?

Марк Урнов: "Все нормально"

ЧЕЧЕНСКИЕ ДРОЖЖИ

ИДЕЯ создания крупных центристских блоков просто висела в воздухе. Она не могла не материализоваться. Слишком много факторов двигало к подобного рода решению как общество в целом, так и промышленные и региональные элитные группы. Если сопоставлять ситуацию сегодняшнего дня с положением дел перед последними декабрьскими выборами, то запрос на центризм в обществе стал намного сильнее. Мы становимся мудрее. И чеченский конфликт сыграл в этом гигантскую роль. Как только начались боевые действия, то по всем социологическим опросам стало видно, что значительная часть людей, которая раньше поддерживала агрессивные лозунги жестких политиков, стала поворачиваться в сторону умеренности. Но еще два года назад такой массовый экстремизм был вполне объясним.

ДА ЗДРАВСТВУЮ Я!

ОГРОМНОЕ количество людей, голосовавших за крайних левых, делали это потому, что не было структуры умеренно левой, в программе которой были бы одновременно и свобода личности, и социальная защита.

Вопрос: "Свобода личности" - понятие более священное, чем "Родина"?" В 1992 г. 20% опрошенных с этим согласились. В 1994 г. уже около 50%. Это не значит, что уходит патриотизм. Растет ценность частной жизни. Человек, у которого она становится приоритетной, не хочет тоталитарной, авторитарной структуры государства. Ему нужно спокойствие и социальная защита. Не нужны красные флаги и лидеры, которые стучат кулаком и обещают все решить за два дня. От них у общества постепенно начинает вырабатываться отторжение. То же самое в экономической политике, в региональной. Нужны стабильность, преемственность, порядок, гарантии.

ЕЛЬЦИН - НЕ АВТОР

ЭТО реальная инициатива, которая идет от Рыбкина и Черномырдина. Другое дело, что для Президента, как гаранта стабильности, формирование умеренного центра - это очень хорошо. Потому что нашу партийную систему, существовавшую до заявления об организации и создании этого движения, нормальной считать невозможно. У депутата В. Никонова был замечательный образ - наша партийная система напоминает гантели, то есть надутые крайности и тоненький, маленький, хилый центр. Такая партийная система входила в противоречие с ожиданиями граждан.

Для специалиста очевидно, что среди избирателей разброс позиций намного уже, чем у партийных идеологов. Очень трудно найти идеологически последовательного коммуниста среди населения, какими являются активисты коммунистической партии. Очень трудно найти столь же последовательных либералов, какими являются идеологи Е. Гайдара. Так что появление центристских политических блоков означает очень глубокую потребность в них. Кто туда войдет? Сказать трудно. Это вопрос переговоров на межпартийном, межчеловеческом уровне. Вопрос поиска своего места лидеров тех или иных групп в одном блоке или в другом.

Создание новых блоков сделает политический спектр нормальным - от гантели к колоколу. Нормализует и поведение избирателей. Уменьшится вероятность случайных исходов голосований. Если у меня нет возможности выбирать то движение или ту группу, к которой я тяготею, то я начинаю метаться. Либо не прихожу голосовать, либо голосую случайно, либо начинаю голосовать по модели протеста, то есть за кого угодно. Выборы превращаются в рулетку.

КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ОСТАЕТСЯ ПРЕЖНЕЙ

ВОПРОС о том, будет Президент участвовать или нет в президентских выборах, не связан напрямую с вопросом о создании коалиции. Как не связано создание центристских блоков с возможным участием В. Черномырдина и И. Рыбкина в президентских выборах 1996 г.

То, что появляются действительно мощные, солидные фигуры в политическом пространстве, -это безусловно. Неоспоримо и то, что это пространство стабилизируется. Как будут складываться президентские выборы, сейчас сказать непросто. Ибо и три месяца для нас - целая эпоха. И во многом, если не в решающей степени, характер предвыборной президентской гонки будет определяться тем, примет в них участие Президент или нет. Он был и остается самой мощной ключевой фигурой.

* * *

Леонид Радзиховский: "Я боюсь..."

ИЗ ДВУХ "президентских" предвыборных блоков пока активно формируется один. Второй, "рыбкинский", заело на старте. Что же представляет собой блок Черномырдина, зачем он нужен Ельцину?

ОФИЦИАЛЬНУЮ ВЕРСИЮ

огласил Президент. "Я дал указание создать два мощных блока... Один поручено возглавить- Черномырдину, другой - Рыбкину. Эти мощные блоки должны отсечь экстремистов... Почему два блока? А потому, что один был бы слишком большой".

Хотите понять, зачем Ельцин делает то или иное, - смотрите на 12 июня 1996 г., "страшный" день выборов Президента. Там -ключ к любым его крупным поступкам. В расчете вовсе не на выборы маломощного парламента (это предлог, "отмазка"), а на президентские и создаются сегодня блоки.

Однако затея с блоками - опасная затея. Заднего хода нет. Ельцин рискует, если партия Черномырдина выиграет. Ельцин рискует, если эта партия проиграет.

РИСК N 1

ОДИН победоносный блок (и его лидер) слишком велик, слишком опасен для Президента в преддверии все того же 12 июня. Советники Ельцина хотели выстроить равнобедренный треугольник власти, где в вершине Президент, - изящная политическая геометрия! В этом и смысл блоков - подвести опору под Президента. Однако гладко было на бумаге, но вабыли про овраги, а по ним ходить... Овраги открылись буквально в первые дни. В них сполз блок Рыбкина. И вся фигура резко изменилась. Из понятного треугольника получаются непредусмотренные качели: Ельцин не над, а против Черномырдина. Вот тут риск для Ельцина велик: в случае победы партии власти 12 декабря он сталкивается с премьером, который опирается на Думу, на доверие избирателей! Но тогда Черномырдин перестает быть премьером по воле Президента. Он становится независимым. А у нас независимых не бывает. Или зависимый - или враг. Такова объективная логика системы.

Даже если Ельцин, Черномырдин, их аналитики договорились сейчас о том, что "партия Черномырдина" - прообраз "партии Ельцина", что она 12 декабря собирает голоса, чтобы 12 июня "передать" их Ельцину, все это пустые мечтания. Учитывая "катастрофическую популярность" Президента, 12 декабря партия власти может собрать голоса именно потому, что во главе ее - не Ельцин. Так что "передать" голоса не удастся, скорее удастся сменить Президента.

Так зачем же Ельцин "дал указание создать блок"? Наиболее распространенная версия: Черномырдина выставили, чтобы подставить. Партия власти просто по настроению избирателей обречена на провал -как "Выбор России" в 1993 г. А если к тому же эту партию будет тайно валить администрация Президента, связанные с ней СМИ, если против нее ополчатся все другие партии, то провал еще более вероятен. Тогда все просто: готовясь к 12 июня, Ельцин загодя выбивает всех потенциально опасных конкурентов прежде всего из властных структур. Первым был Лужков (говорят, что "кошение лужков" еще не закончено), вторым станет "человек N 2" в государстве. После поражения на выборах премьер или уходит, или резко теряет влияние.

РИСК N 2

ПОРАЖЕНИЕ на выборах и последующее падение (или даже резкое ослабление) правительства не усилит Президента, а вышибет из его рук рычаги власти. Если новая Дума создаст "свое" правительство, то Президент просто повисает в воздухе или опирается только на штыки своих "силовиков". Но надежны ли они будут в этой ситуации? Если ослабленное правительство все же сохранится, то оно вновь ставится в ситуацию осени-93: с Президентом или с мятежным парламентом?

За последние три года Ельцин бестрепетно "сдал" все свое близкое окружение и только укрепился, уминая ногами эту осыпающуюся кучу. Мог бы, не без труда, правда, свалить и Черномырдина. Но тогда надо было валить премьера "нормальным" закулисно-подковровым приемом. А вот публичное поражение главы правительства - это и есть публичное недоверие всей нынешней системе власти. В этой ситуации Ельцин не сможет дистанцироваться от тонущего премьера. Не надо рубить премьера, на которого опираешься!

Поражение партии власти 12 декабря означает, что еще большее поражение ее ждет 12 июня. Выигрыш Черномырдина не дает победу Ельцину: можно представить избирателя, голосующего за партию власти Черномырдина, но уставшего от Ельцина. Но вот проигрыш Черномырдина не оставляет шанса Ельцину: невозможно представить избирателя, который голосует в декабре против партии власти Черномырдина, но в июне за Ельцина!

За горшки, разбитые 12 декабря, 12 июня все равно придется платить Ельцину. Чем? Или поражением на выборах, или отменой выборов. А отмена - это еще один переворот, уже без всякого авторитета, без доверия правительства. Что же остается? Окончательно стать заложником "силовиков".

Есть ли у Ельцина, у всей партии власти другой выход? Пожалуй, лишь один. Сделать все для победы партии власти 12 декабря и смириться с тем, что после этой победы придется объявлять Черномырдина преемником Президента. Для Ельцина и его "ближнего круга" это все-таки меньшее из зол. Вот только едва ли сам Президент готов ради сохранения курса и советников пожертвовать своей короной. На него это как-то не похоже.

...Что же тогда? Боюсь я потрясений - не 12 декабря, а 12 июня. Это уже означает риск N 3. Риск не для власти, а для России, для всех нас.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно